Хайфский клуб "Что? Где? Когда?" - Регламент


Регламент Хайфского клуба ЧГК

Настоящий Регламент основан на решениях, принятых Советом Капитанов клуба на ежегодных и внеочередных заседаниях, начиная с 1996 года.
Редакторы Регламента благодарят составителей Устава ИЦИК и Кодекса МАК за полезные идеи.

Последняя редакция Регламента: 8 февраля 2020 г.

Введение

Хайфский клуб "Что? Где? Когда?" (далее "клуб") является некоммерческой организацией любителей игры "Что? Где? Когда?" (далее "ЧГК"), объединившихся на добровольной основе с целью проведения турниров по ЧГК и мероприятий, связанных с этой игрой.

Глава 1. Общие положения

1.1. Структура клуба:

  1. Член клуба ("игрок") – любой индивидуум, использующий часть своего свободного времени на дела, имеющие прямое или косвенное отношение к деятельности клуба (см. 1.2). Может входить или не входить в состав какой-либо команды клуба.
  2. Команда – группа игроков, основная организационная единица клуба (см. 1.3).
  3. Дежурная Команда ("ДК") – команда, проводящая игры клуба. Для каждой игры назначается отдельная ДК (см. 2.1).
  4. Лига – множество команд. Все команды клуба играют в одной общей лиге.
  5. Совет Капитанов клуба ("СК") – общее собрание капитанов или представителей всех команд клуба. В его компетенцию входят решения важных вопросов клубной жизни (см. 1.4).
  6. Спикер СК ("Спикер") – член клуба (необязательно капитан команды), который упорядочивает работу СК (см. 1.4.4)
  7. Организационный Комитет клуба ("ОК") – группа игроков, занимающихся организацией текущей деятельности клуба. Избирается клубом на определенный Регламентом срок (см. 1.5).
  8. Председатель ОК – один из членов ОК, осуществляющий общее руководство деятельностью ОК (см. 1.5).
  9. Казначей клуба ("Казначей") – избирается (и в случае необходимости переизбирается) ОК для ведения финансовых дел: определения размеров взносов от каждой команды, ведения клубной кассы и оплаты услуг, связанных с проведением игр (см. 1.6).

1.2. Деятельность клуба:

  1. Основной деятельностью клуба являются Открытые Чемпионаты Хайфы по ЧГК ("Чемпионаты") и Кубки Хайфы. Каждый Чемпионат проводится на протяжении одного календарного года, с января по декабрь. Чемпионаты нумеруются по порядку, начиная с 1995-го года. В рамках Чемпионатов проводятся регулярные игры ЧГК ("игры"), описанные ниже (см. Глава 2). Кубок Хайфы проводится в январе каждого календарного года, согласно регламенту Кубка Хайфы (отдельный документ).
  2. Проведение международных синхронных турниров в Хайфе является признанной деятельностью хайфского клуба наравне с Чемпионатами и Кубком Хайфы. В частности, ОК решает все организационные вопросы, связанные с проведением синхронов. По решению ОК часть расходов на синхроны может финансироваться из общей кассы клуба.
  3. По решению СК или ОК могут проводиться и другие официальные или неофициальные соревнования. Сообщения о таких соревнованиях будут рассылаться по мере их организации.
  4. Запрещается использование мероприятий клуба для проведения акций, носящих политический характер. Другие акции, включая коммерческие, разрешаются только если они актуальны для клуба (например, сборы пожертвований в пользу игроков ЧГК или реклама других интеллектуальных игр). Актуальность каждой акции определяет ОК. Каждая акция должна быть утверждена ОК до начала соответствующего клубного мероприятия.

1.3. Команда:

  1. Команда – это группа игроков с уникальными, в рамках клуба, названием и капитаном.
  2. Любая группа игроков в любой момент имеет право объявить себя командой и вступить в клуб. Для вступления в клуб необходимо официально зарегистрироваться и сыграть в зачет хотя бы в одной игре клуба.
  3. Все игроки команды автоматически являются членами клуба.
  4. Команда должна назначить одного из своих членов капитаном команды. Назначение и замена капитана являются исключительной прерогативой самой команды.
  5. Состав и структура команды также являются ее исключительной прерогативой (в частности, нет ограничения на число игроков в списочном составе команды), но команда должна сообщать об изменениях своего состава в ОК по требованию последнего.
  6. Капитан команды автоматически является членом СК. При этом капитан имеет право на участие в официальных голосованиях СК только если его команда принимала участие как минимум в 6 из 12 туров, предшествующих тому туру, в котором проводится голосование. Если капитан не может или не желает участвовать в работе СК, он вправе назначить любого другого члена команды представителем команды в СК. В любом случае каждая команда имеет только один голос на голосованиях СК.
  7. Команда имеет право изменить свое название в любой момент, кроме как во время игры. Команда обязана проинформировать ОК об изменении названия до опубликования результатов первой игры, в которой она участвовала под новым названием, иначе она будет автоматически считаться новой командой и не сможет наследовать свое турнирное положение.
  8. Команде запрещено использовать названия других команд, уже существующих в клубе или существовавших в прошлом, за исключением случаев наследования названия распавшейся команды одной из ее частей или возрождения существовавшей в прошлом команды в похожем составе. В таких ситуациях, а также при возникновении любых конфликтов по названиям команд и наследованию их турнирных положений, решение в каждом конкретном случае принимается ОК или, если ОК не может решить, то СК. Клуб имеет право отстранить от игр команду, не выполняющую подобное решение ОК или СК.
  9. Игрок не может играть в зачет больше чем за одну команду, на одной, отдельно взятой игре. Других ограничений на переходы игроков из команды в команду нет.
  10. Команда имеет право выйти из состава клуба в любой момент. При этом ее результат убирается из таблицы текущего года. Команда выходит из состава клуба автоматически, если она не зарегистрировалась ни на одной игре клуба в течение одного Чемпионата. При этом, игроки команды могут оставаться членами клуба, если они этого желают.

1.4. Структура и деятельность СК:

  1. В компетенцию СК входит разработка правил турниров, проводимых клубом, включая настоящий Регламент, а также решение любых других важных вопросов клубной жизни, которые не могут быть решены ОК.
  2. СК принимает решения голосованием всех своих членов – капитанов или уполномоченных представителей команд – по одному от каждой команды клуба, с учетом существующих ограничений (см. 1.3.6). Не допускается делегирование голоса команды представителям других команд. Анонимные голоса не учитываются при голосованиях.
  3. Перед каждым голосованием, на листе СК проводится обсуждение пунктов голосования – для их уточнения, дополнения, исправления и т.д.
  4. Для упорядочивания деятельности СК, ОК назначает Спикера (см. 1.5). Спикер ведет учет предложениям для обсуждения и голосования СК ("предложения"), следит за составом СК (согласно правилам Регламента), оповещает всех игроков клуба о начале обсуждений в СК (посредством листов, ЖЖ и объявления на игре), руководит этими обсуждениями, редактирует повестку для голосования, проводит голосования, а также подсчитывает и публикует их результаты. Все расходы, связанные с этой деятельностью, оплачиваются кассой клуба.
  5. Каждый год в ноябре проходит очередной созыв СК, на котором выносятся решения по накопившимся предложениям.
  6. Если возникают проблемы с проведением СК на ноябрьской игре (например, повестка не готова в срок или игра отменяется/откладывается), Спикер имеет право отложить голосование СК на более поздний срок. Это решение Спикера может быть отменено ОК или голосами трех членов СК. В любом случае голосование должно быть закончено до первой игры следующего сезона, если это физически возможно.
  7. Могут также проводиться внеочередные созывы. Внеочередной созыв проводится в любом из следующих случаев:
  8. Вносить предложения на обсуждение и голосование СК может любой член СК или ОК. Предложения передаются Спикеру по электронной почте или устно. Сам Спикер может вносить предложения только в том случае, если он по совместительству является членом СК или ОК.
  9. Спикер имеет право отклонить предложение для голосования частично или полностью, если считает его неправомочным (например, лишним, несовместимым с регламентом или могущим принести больше вреда клубу, чем пользы). Это решение Спикера может быть отменено решением ОК или голосами как минимум трех членов СК.
  10. При голосовании по определенному пункту принимается тот из его вариантов, который набрал больше голосов, чем любой другой вариант (т.е. набравший простое большинство поданных голосов). Ограничений кворума нет. Если несколько вариантов разделили первое по количеству голосов место, то ОК выбирает один из этих вариантов.
  11. Решение СК по каждому пункту вступает в силу в начале следующего Чемпионата (ближайшего после принятия данного решения), если в тексте самого пункта не указано иное.

1.5. Деятельность и выборы ОК, Председателя, Спикера и Казначея:

  1. ОК, во главе с Председателем, занимается техническими и организационными вопросами, составлением расписания игр, включая список ДК на эти игры, съемом залов, финансами (посредством Казначея) и решением мелких спорных вопросов. ОК также принимает временные решения по вопросам, не оговоренным в Регламенте. ОК отчитывается перед СК.
  2. Обмен информацией между членами ОК производится при помощи электронной почты и на личных встречах.
  3. Способы принятия решений внутри ОК являются прерогативой самого ОК (в рамках Регламента).
  4. ОК избирается общим голосованием всех команд клуба сроком на 1 (один) год.
  5. Все технические вопросы организации выборов, в частности, определение способа голосования (в рамках Регламента), являются прерогативой уходящего ОК.
  6. Перед началом выборов уходящий Казначей публикует отчет о ведении финансов за прошедший год.
  7. На январской игре проходит выдвижение кандидатов в новый ОК от команд – любое количество людей, достойных, по мнению выдвигающих их команд, избрания, и готовых участвовать в его деятельности. Общее количество кандидатов должно быть не менее 3 (трех). Если их меньше, чем 3, то уходящий ОК должен активно вести поиск новых кандидатов.
  8. На февральской игре проходит голосование всех команд клуба. Каждая команда голосует "за" или "против" каждого кандидата (или воздерживается). Рейтинг каждого кандидата равен числу голосов "за" минус число голосов "против" данного кандидата. Анонимные голоса не учитываются при данном голосовании. Если команда не смогла проголосовать на игре по какой-либо причине, ее представитель в СК имеет право проголосовать по электронной почте в течение срока, определенного ОК.
  9. Во время голосования, команды также могут оценить по пятибалльной системе и прокомментировать работу уходящего ОК и Спикера.
  10. В ОК входят только кандидаты, набравшие положительный рейтинг, т.е. получившие больше голосов "за" чем "против" (см. 1.5.8). Если таковых более семи, то в ОК входят семь кандидатов с наибольшими рейтингами. В случае разделения седьмого места, проходят все, разделившие его, и новый ОК имеет право сократить число членов до семи внутренним голосованием. Если кандидатов с положительным рейтингом менее трех, то результаты выборов аннулируются и созывается внеочередной СК чтобы решить эту проблему, а старый ОК при этом продолжает функционировать, пока проблема не разрешится.
  11. Председателем ОК становится член ОК, получивший наибольший рейтинг на выборах. Если таких кандидатов несколько (при разделении первого места), новый ОК выбирает одного из них. Если кандидат подает самоотвод с поста Председателя ОК, то вместо него назначается следующий по списку (в нисходящем порядке рейтинга) и т.д. Если никто из членов ОК не желает занять пост Председателя, ОК переизбирается на ближайшей игре.
  12. Председатель ОК имеет право решающего голоса при голосовании внутри ОК в тех случаях, когда голоса разделяются поровну.
  13. Новый ОК избирает Казначея и Спикера (необязательно из своего состава) до начала мартовской игры.
  14. Деятельность ОК, Председателя, Казначея и Спикера предыдущего сезона заканчивается до начала мартовской игры, сразу после подсчета голосов и опубликования результатов выборов.
  15. Если член ОК выходит из состава ОК по какой-либо причине (например, в результате самоотвода), то его заменяет кандидат, набравший на последних выборах наибольший рейтинг среди тех, кто не вошел в состав ОК, если таковые имеются. Если подходящих кандидатов больше одного, то оставшиеся члены ОК выбирают одного из них. Если список кандидатов закончился и число членов ОК стало меньше трех, то при первой же возможности проводятся внеочередные выборы, согласно настоящему параграфу, но каденция переизбранного ОК продолжается не год, а до ближайшего марта.
  16. ОК имеет право исключать из своего состава до двух членов за каденцию, которые, по мнению большинства членов ОК, не выполняют свои обязанности должным образом. Замена исключенных членов производится согласно 1.5.15. (см. 1.5.15).
  17. Каждый член клуба может в любой момент обратиться в ОК с любыми вопросами, предложениями и жалобами, касающимися клубной активности. Обращаться можно к любому члену ОК очно, по личной электронной почте или по телефону (последнее – только в разумное время суток). Каждый член ОК, который не может справиться с подобным обращением самостоятельно, обязан как можно скорее передать его всему ОК.

1.6. Оплата расходов клуба:

  1. Оплата всех расходов, связанных с проведением соревнований (игрового зала, призов и т.д.) производится командами-участницами.
  2. Размер платы от каждой команды устанавливается Казначеем с одобрения ОК на каждую игру, в зависимости от состояния кассы, предполагаемых расходов и от ожидаемого количества играющих команд. Об изменении размера оплаты ОК, по возможности, объявляет командам заранее. Оставшаяся после всех расходов сумма поступает в кассу клуба.
  3. Обязанность сбора денег ложится на ДК, которая должна передать все собранные деньги Казначею или представителю ОК.
  4. По своему желанию, ДК может приобрести недорогие призы и/или приготовить легкое угощение. В таком случае, эти затраты могут быть приплюсованы к затратам на оплату зала и собраны с участников игры.
  5. В любом случае, следует стремиться к тому, чтобы взнос каждой команды был по возможности минимален.
  6. ОК имеет право устанавливать разный размер взноса для разных команд, но желательно делать это только в исключительных случаях.
  7. Команда, не заплатившая требуемый взнос за игру, не может играть в зачет на данной игре.
  8. Независимо от вышесказанного, новая команда имеет право сыграть свою первую игру в зачет бесплатно. Команда считается новой, если она никогда прежде не участвовала в зачет ни в одной игре ни единого Чемпионата. Данный пункт не распространяется на существующую команду, изменившую свое название, но наследующую свое турнирное положение в текущем Чемпионате. Если статус команды является спорным, ОК решает – считать эту команду новой или нет.

1.7. Средства массовой информации клуба (далее "СМИ"):

  1. ОК отвечает за организацию и поддержку официального Интернет-сайта Хайфского клуба ("сайт"). В нем содержится информация обо всех играх и командах клуба, а также любая другая информация, прямо или косвенно касающаяся деятельности клуба, включая настоящий Регламент.
  2. В информации о командах должны присутствовать имена и фамилии всех игроков, хотя бы один контактный телефон на команду, а также адреса электронной почты тех игроков, у кого она есть. Обязанность следить за полнотой и правильностью информации о составах команд на сайте клуба возлагается на капитанов команд.
  3. Кроме сайта, существует также Информационный Лист клуба, работающий через приложение WhatsApp ("лист"). На листе публикуются сообщения о предстоящих играх, результаты прошедших игр, а также любая другая информация. На лист может подписаться кто угодно, но публикация сообщений может осуществляться только с разрешения ОК.
  4. ОК имеет право организовывать любые другие СМИ.
  5. Требующие затрат работы по поддержке СМИ финансируются из кассы клуба.

1.8. Структура Регламента:

  1. Регламент разделяется на пронумерованные главы, которые подразделяются на пронумерованные параграфы, которые, в свою очередь, подразделяются на пронумерованные пункты. Кроме этого, в Регламент входят введение и приложения.
  2. Редактирование регламента производится Спикером, с учетом мнений членов СК и ОК.

Глава 2. Правила проведения регулярных игр ЧГК

2.1. Назначение ДК (Дежурной Команды):

  1. Игру проводит специально назначенная для этого ДК.
  2. Назначение ДК является прерогативой ОК. При этом, в ДК назначаются, по возможности, только команды, имеющие игровой стаж не меньше года.
  3. ОК составляет расписание на каждый Чемпионат за несколько месяцев до его начала. Готовое расписание публикуется в СМИ клуба до начала октябрьской игры предыдущего Чемпионата и объявляется на этой же игре. После этого, если от команд не поступает никаких претензий, расписание считается принятым. Если есть претензии, то ОК должен по возможности принять их в расчет.
  4. ОК имеет право, если считает это необходимым, назначить ДК состоящую из двух команд, для совместного проведения игры. С точки зрения всех правил настоящего Регламента, каждая из этих двух команд считается полноценной ДК.
  5. Если нет возможности найти команду для проведения определенной игры, то ОК должен провести ее своими силами.
  6. Учитывая предыдущий пункт, ОК не может проводить больше 2 (двух) игр в год. При исчерпании этого лимита, игра, для которой не найдена ДК, отменяется.
  7. ОК имеет право, в случае необходимости, вносить любые изменения в список ДК в течение сезона.

2.2. Общие права и обязанности ДК:

  1. ДК полностью отвечает за игру, включая подготовку вопросов, проверку правильности своих ответов, оценку правильности ответов команд и т.д. Она самостоятельно разрешает любые спорные ситуации, возникающие на игре.
  2. ДК обязана следить за тем, чтобы команды-участницы не имели доступа к тексту каждого вопроса и любой его части до того, как он будет оглашен самой ДК, в соответствии с настоящим Регламентом.
  3. ДК рекомендуется иметь с собой во время игры хотя бы минимальный набор словарей и энциклопедий для решения спорных вопросов.
  4. ДК должна максимально объективно и взвешено относиться к замечаниям и апелляциям команд, касающимся проведения игры и игровых вопросов, не отвергать их "с ходу", стараться непредвзято и тщательно разобраться в сути претензий.
  5. ДК должна очень внимательно относиться к записи результатов игры. Желательно, чтобы таблица результатов тура была проверена несколькими игроками ДК, чтобы исключить технические ошибки. По возможности, рекомендуется использовать для подсчетов портативный компьютер.
  6. В составе ДК должно быть как можно больше людей. Это необходимо для оперативного сбора ответов, эффективного распределения обязанностей, коллективного обсуждения возникающих споров и т.д. Практика показывает, что малое количество дежурных ведет к техническим и судейским ошибкам. При необходимости можно (и стоит) привлекать в члены ДК игроков неиграющих команд, зрителей и даже людей, совсем не связанных с ЧГК.
  7. ДК вправе, по своему желанию, подготовить дополнительные внезачетные конкурсы или соревнования и провести их до или после основной игры, при условии, что ДК сможет уложиться в установленные ОК временные рамки игры.
  8. На ДК также ложится обязанность сбора денег, которые передаются Казначею или представителю ОК.

2.4. Структура ДК на игре:

  1. Ведущий – зачитывает текст вопросов и ответов, оглашает результаты и т.п. Рекомендуется не менять ведущего по ходу игры – игрокам требуется время, чтобы привыкнуть к новому ведущему. Следует выбирать в ведущие человека с хорошей дикцией. Ведущий должен ознакомиться с окончательным текстом вопросов (включая авторские указания для чтеца, если имеются) заранее, до игры.
  2. Игровое жюри ("ИЖ") – обрабатывает ответы команд, передает ведущему список команд, ответивших правильно на каждый вопрос и ведет таблицу результатов игры. Рекомендуется назначать в ИЖ не менее трех человек.
  3. Ассистенты ИЖ ("снегурочки") – собирают бумажки с ответами команд для ИЖ и раздают вспомогательный материал для вопросов, если нужно. Рекомендуется назначать не менее одного ассистента на каждые 6 команд-участниц, но, во всяком случае, не менее, чем одного ассистента на 10 команд-участниц.

2.5. Контроль ОК:

  1. ОК публикует на информационном листе объявление о каждой игре не позже, чем за три дня до ее начала. В объявлении указывается место и время игры, название ДК, размер игрового взноса и дополнительные мероприятия, если таковые запланированы.
  2. На каждой игре должен присутствовать хотя бы один из членов ОК ("представитель"). Он должен не допускать нарушения Регламента и решать спорные вопросы, которые ДК не может решить самостоятельно.
  3. Представитель обязан иметь при себе копию Регламента.
  4. Если никто из членов ОК не может присутствовать на игре, то ОК назначает представителя из числа известных и авторитетных игроков клуба.

2.6. Число игроков в команде-участнице:

  1. Во время игры максимальное число игроков за каждым игровым столом – 8 (восемь).
  2. Разрешено неограниченное количество замен игроков в паузах между игровыми вопросами (после объявления ответа на предыдущий вопрос, но до начала чтения текста следующего вопроса).
  3. Никаких санкций или поощрений за число игроков меньше максимально разрешенного не предусматривается.
  4. Отдельно подчеркивается, что обязанность следить за соблюдением данного параграфа возлагается на ДК.

2.7. Зрители:

  1. Любой желающий может присутствовать на игре также в качестве зрителя, при условии, что в зале есть достаточно свободного места. Если места нет, то ДК имеет право потребовать от зрителей покинуть зал.
  2. Зрителям не нужно платить за игру, но они не могут принимать никакого формального участия в ней, кроме помощи ДК в проведении (что даже приветствуется), включая получение бумажек для ответов, сдачу ответов, подачу апелляций, оценку игры и т.п.

2.8. Игровая дисциплина:

  1. Во время чтения вопроса всем присутствующим, кроме Ведущего, следует соблюдать максимальную тишину.
  2. Во время игры всем присутствующим следует держать мобильные телефоны ВЫКЛЮЧЕННЫМИ.
  3. Всех игроков просят не вставать из-за игрового стола в середине раунда.
  4. Игроки могут подходить к столу ДК только с разрешения последней. ДК имеет право потребовать от любого игрока немедленно отойти от ее стола. Игрок, не выполнивший это требование, обязан покинуть зал, а если он отказывается это сделать, то команда, в которой он играет, дисквалифицируется и получает 0 (ноль) очков в игре. Это правило нужно для того, чтобы предотвратить помехи в ведении и разборе апелляций, а также чтобы игроки ненароком не увидели текст еще не заданных вопросов.
  5. Во время вопросного раунда запрещается использовать электронные и бумажные информационные средства, включая энциклопедии, поисковые системы, звонок другу и т.п. Если команда была уличена в использовании подобных средств в течение раунда, ее очко за этот раунд аннулируется. При повторном нарушении (в той же игре) команда получает 0 очков за игру.
  6. Отдельно подчеркивается, что обязанность следить за соблюдением пунктов этого параграфа возлагается на ДК.

2.9. Структура игры:

  1. Игра состоит из раундов, в каждом из которых задается от одного до трех вопросов, и команды-участницы пытаются дать на них правильные ответы.
  2. Игра включает в себя 24 (двадцать четыре) основных раунда, а также один или два разминочных раунда (см. 2.9.7).
  3. За каждый правильный ответ на вопрос основного раунда команда-участница получает 1 (одно) очко, независимо от сложности вопроса и от ответов других команд. За неправильный ответ команда-участница не получает очков. Никаких дополнительных санкций за неправильный ответ не предусмотрено.
  4. Отсутствие ответа, включая случаи, когда команда приходит на игру с опозданием или покидает игровой зал до окончания игры, приравнивается к неправильному ответу.
  5. Определение правильности или неправильности ответа является исключительной прерогативой ДК, хотя при этом рекомендуется следовать правилам, изложенным ниже (см. Приложение А).
  6. После 12-го основного раунда следует 10-15-минутный перерыв.
  7. Перед основными раундами ДК обязана задать по крайней мере один разминочный ("нулевой") вопрос, который не идет в зачет. Кроме этого, можно задать один разминочный вопрос (или больше) сразу после перерыва.
  8. В процессе игры (включая разминочные раунды) допускается не более одного блица и не более одного дуплета (см. 2.10.3). То есть, в пакете могут быть одновременно блиц и дуплет, но не может быть два (или более) блица или два (или более) дуплета.
  9. Текст вопросов, как правило, зачитывается вслух, но в тех случаях, когда ДК считает это оправданным, она может раздать командам-участницам напечатанный полный текст вопроса или его часть, например стихотворение, длинный список и т.д. К этому способу даже рекомендуется прибегнуть, если частью вопроса является длинная и плохо воспринимаемая на слух цитата или стихотворение. При этом, на каждую раздачу должно приходиться не более двух игроков. То есть, команде в 7-8 игроков полагается как минимум четыре раздачи, команде в 5-6 игроков – как минимум три, 3-4 игрока – как минимум две и 1-2 игрока – как минимум одна.
  10. Для повышения интереса к играм, любой игрок или группа игроков могут перед началом игры или в перерыве организовать развлекательное мероприятие из области исполнительных видов искусств (песня, стэнд-ап, стриптиз и т.п.), при предварительном согласии ДК и при условии, что мероприятие не носит политический или рекламный характер, не противоречит израильским законам и условиям договора с хозяевами зала, а также не слишком затягивает продолжительность игры.

2.10. Структура раунда:

  1. В каждом раунде Ведущий обязан произвести ряд действий в следующем порядке:
  2. Настоятельно рекомендуется читать вопрос дословно по написанному тексту (с учетом письменных указаний авторов и редакторов для чтеца). Любые комментарии, шутки, прибаутки и т.п. могут быть восприняты как подсказки, изменить смысловую окраску вопроса и даже превратить его в совершенно другой вопрос.
  3. Раунд может включать в себя два вопроса по 30 секунд обсуждения каждый (дуплет) или три вопроса по 20 секунд обсуждения каждый (блиц). В каждом таком раунде, ответы на все вопросы сдаются одновременно на одном листке, а игровое очко засчитывается команде только если все ответы раунда правильны.
  4. В блице или дуплете действует тот же порядок, который описан в 2.10.1 (см. 2.10.1), но "50 секунд" не объявляются, а вопросы раунда зачитываются по одному, после окончания каждых 20 или 30 секунд минуты обсуждения соответственно.
  5. После произнесения Ведущим слова "время", команда-участник должна в течение одной минуты (минуты обсуждения) ответить на вопрос, и в течение дополнительных 10-ти секунд после окончания минуты (вплоть до сигнала Ведущего), записать на листке свой ответ.
  6. Ответы могут быть приняты только у тех команд, в которых один из игроков держит записку с ответом в высоко поднятой руке, причем рука была поднята до сигнала Ведущего. Никакие претензии по поводу непринятия запоздавшего ответа не принимаются.
  7. Можно сдать ответ досрочно, но никакого поощрения за это не предусмотрено.
  8. Команда не может сдавать больше одной бумажки для ответа на один и тот же вопрос, а также менять свой ответ после того, как бумажка перешла в руки ассистента ИЖ, даже если ответ был сдан досрочно.
  9. Текст, написанный в скобках (круглых, квадратных, фигурных, косых или угловых), не может являться основанием для зачёта или незачёта ответов (т.е. полностью игнорируется). Исключением является случай, когда скобки являются существенной составной частью авторского ответа.
  10. ДК обязана аннулировать вопрос данного раунда до Сигнала Ведущего, если произошло событие, сделавшее вопрос неиграбельным, например: текст вопроса или его часть (в том числе, нетекстовая) стали известны игрокам до начала раунда, ответ был случайно (или нарочно) оглашен раньше времени, Ведущий допустил неисправимую ошибку при чтении вопроса и т.п. В таких случаях раунд начинается заново и задается другой вопрос. Ответы на аннулированный вопрос (если таковые успели поступить) тоже аннулируются. Нельзя аннулировать вопрос данного раунда после Сигнала Ведущего.
  11. ДК может просить любые пояснения и/или дополнения (далее "уточнения") к ответу, записанному командой-участницей. Разумеется, это можно сделать только до оглашения ответа на данный вопрос.
  12. ДК не обязана просить вышеуказанные уточнения. Никакие претензии насчет того, что ДК не потребовала уточнений, не принимаются.
  13. После получения ответов от всех команд, включая уточнения, Ведущий обязан сообщить правильный ответ и, если это требуется, комментарии к нему, а также указать, каким командам этот ответ засчитан.
  14. Из соображений игровой этики, категорически запрещается при оглашении ответа на вопрос сообщать названия команд, давших неправильный ответ.
  15. Рекомендуется не зачитывать неправильные ответы команд в конце раунда, или хотя бы зачитывать их выборочно. Если неправильные ответы все же оглашаются, то ДК должна не допускать ситуации, при которой можно определить, какой командой дан какой из неправильных ответов.

2.11. Апелляции:

  1. Оглашенный Ведущим ответ на любой вопрос может быть оспорен любой из команд путем подачи апелляции.
  2. Апелляции подаются командами только в письменной форме, в перерыве или после оглашения правильного ответа на последний основной вопрос.
  3. Капитаны команд имеют право получить доступ к тексту уже отыгранных вопросов в перерыве и после оглашения правильного ответа на последний основной вопрос. ДК рекомендуется вывешивать соответствующие тексты на стене зала для всеобщего обозрения.
  4. Апелляция может быть только одного из двух типов: на снятие некорректного, то есть содержащего фактическую ошибку вопроса ("на снятие") и на зачет альтернативного ответа ("на дуаль"). Никакие другие протесты (просроченное время ответа, засчитанный соперникам неправильный ответ, жалобы типа "у нас не попросили уточнения", "на этот вопрос невозможно ответить", "вопрос неполиткорректен" и т.д.) не рассматриваются.
  5. Команда не может подать больше одной апелляции на один и тот же вопрос, даже если эти апелляции – разных типов.
  6. В целях экономии игрового времени, ДК вправе не рассматривать апелляции на нулевые вопросы, если таковые поступят.
  7. ДК обязана обсудить каждую поданную апелляцию и вынести решение по ней (принять или отклонить), зачитать полный текст апелляции и объявить о принятом решении, аргументировав его. При решении и аргументации рекомендуется пользоваться критериями, описанными ниже (см. Приложение Б).
  8. В случае принятия апелляции на снятие все очки, полученные за этот вопрос, безусловно аннулируются. Не задается никаких заменяющих вопросов. Если снятый вопрос является частью дуплета или блица, то снимается весь дуплет или блиц.
  9. В случае принятия апелляции на дуаль, засчитывается очко апеллирующей команде, а также всем командам, давшим аналогичный ответ.
  10. ДК не имеет права снимать вопросы без апелляции на снятие и не имеет права предлагать командам-участницам подавать такую апелляцию.
  11. ДК не имеет права принимать апелляцию без уважительных причин (таких как доказанная некорректность, включая ошибку при чтении вопроса, и т.д.).
  12. ДК не имеет права прибегать к голосованию играющих команд или их представителей для вынесения решения по апелляциям.
  13. ДК не имеет права менять объявленное решение по апелляции без уважительных причин, таких как найденные новые доводы в пользу изменения решения и т.д. Выкрики с места, демонстративное подбегание к столу ДК, сопровождаемое размахиванием конечностей, недовольное бухтение команд и т.п. не являются уважительными причинами для изменения объявленного решения.

2.12. Завершение игры:

  1. После последнего основного раунда Ведущий обязан огласить предварительные результаты всех команд-участниц и убедиться, что ни у кого нет претензий или поправок к объявленным результатам (апелляций, сообщений о технических ошибках и т.п.). Рекомендуется делать это и в начале перерыва. ДК должна дать командам 5-7 минут для подачи апелляций.
  2. Если претензии или поправки имеются, то ДК обязана рассмотреть эти претензии, принять по ним решения и огласить их. Если при этом изменились результаты – сообщить об этом. Если возникли новые споры или претензии, то ДК обязана рассмотреть и их до тех пор, пока не будет принято решение по всем спорным вопросам.
  3. Команды, занявшие первое, второе или третье место в данной игре награждаются переходящими кубками: золотым, серебрянным или бронзовым, соответственно. Кубки должны быть принесены данными командами на следующую игру, даже если команды не участвует в этой игре.
  4. Если несколько команд разделяют первое, второе или третье места по числу очков, то в качестве дополнительного показателя используется рейтинг команды. Рейтинг команды равен сумме рейтингов основных вопросов, на которые она ответила. Рейтинг каждого вопроса равен количеству команд-участниц, НЕ ответивших на него. В частности, рейтинг снятого вопроса равен количеству команд-участниц. Все команды, имеющие одинаковое число очков, сортируются между собой по рейтингу в нисходящем порядке. Кубки получают команды, занявшие первые три места по новому порядку.
  5. Если после учета рейтинга спорная ситуация по-прежнему не разрешилась, то в качестве второго дополнительного показателя используется результат виртуальной перестрелки ("ВП"). ВП проходит на тех же вопросах, что и сама игра (но в другом порядке) и считается, что в каждом вопросе каждая команда дала тот же самый ответ, что и на игре (т.е. вопросы на самом деле не переигрываются). Вопросы ВП "задаются" в порядке убывающего рейтинга этих вопросов. Если два или более вопросов имеют одинаковый рейтинг, то с точки зрения ВП они считаются одним вопросом, за который каждая команда получила число очков равное количеству взятых ею вопросов из данного подмножества. Если после какого-либо вопроса одна из перестреливающихся команд имеет меньше/больше очков, чем остальные, то она занимает низшее/высшее из все еще разделенных мест (соответственно) и выходит из ВП. ВП заканчивается, как только в ней остается одна команда.
  6. Если после всех предыдущих показателей спорная ситуация по-прежнему не разрешилась, то каждый переходящий кубок, на который претендует более одной команды, разыгрывается между представителями данных команд (по одному представителю от каждой команды) в "камень-ножницы-бумага", согласно стандартным правилам этой игры.
  7. После решения всех спорных вопросов и ситуаций, Ведущий обязан объявить окончательные результаты каждой команды.
  8. Игра официально заканчивается в тот момент, когда Ведущий произносит слова "игра окончена" или же когда все игровые вопросы будут заданы и последний игрок покинет игровой зал – по более раннему из этих событий. Отдельно подчеркивается, что Ведущий обязан убедиться, что все спорные вопросы и ситуации полностью решены прежде чем объявлять об окончании игры.

2.13. Оценки игры:

  1. В конце игры Ведущий обязан предложить командам оценить игру. Рекомендуется сделать это предложение непосредственно перед объявлением ответа на последний основной вопрос.
  2. Каждая команда ставит оценки на специальном бланке, на котором указано название команды. Анонимные бланки никак не учитываются при подсчете всех оценок.
  3. Каждая команда-участница выставляет следующие оценки:
  4. Оценки вопросов могут выставляться в процессе игры и/или в перерыве и/или в конце игры, по желанию каждой команды. Команды также могут прокомментировать свои оценки, оставаясь, разумеется, в рамках хорошего тона. Снятые вопросы, если таковые имеются, оцениваются точно так же как и не снятые.
  5. Все оценки ставятся по следующей пятибалльной шкале: -2 (очень плохо),  -1 (плохо),  0 (средне),  +1 (хорошо),  +2 (очень хорошо).
  6. Итоговая оценка каждого вопроса – это среднее арифметическое всех проставленных оценок за этот вопрос (X(n)), переведенное, для удобства, в целочисленную шкалу от -10 до +10, то есть умноженное на 5 и округленное до целого числа.
  7. Общая оценка пакета (П) – это среднее арифметическое всех проставленных оценок пакета (Y), переведенное, для удобства, в шкалу от 0 до 10, то есть: П = average(Y)*2.5 + 5.
  8. Общая оценка за ведение (В) – это среднее арифметическое всех проставленных оценок за ведение игры (Z), переведенное, для удобства, в шкалу от 0 до 10, то есть: В = average(Z)*2.5 + 5.
  9. Общая оценка за игру (О) – это среднее арифметическое оценок пакета и ведения: О = (П+В)/2.
  10. Оценки В, П и О округляются до первой цифры после запятой.
  11. Обязанность предоставления бланков для оценок и комментариев, а также подсчета и публикации итоговых оценок, лежит на ОК. После подсчетов бланки с оценками передаются соответствующей ДК, для того, чтобы авторы вопросов и ведущие могли подробно ознакомиться с оценками и комментариями.
  12. Команда, недовольная организацией игры, имеет право в любой момент до окончания игры поставить на голосование вопрос о признании игры "плохой". Если не менее 2/3 (округление вниз) присутствующих команд проголосует "за", то игра официально получает оценку "плохая игра", в дополнение к остальным оценкам. ДК, игра которой была признана "плохой", автоматически отстраняется от проведения любой игры в следующем сезоне.

2.14. После окончания игры:

  1. После окончания игры, не могут меняться принятые решения по апелляциям, не могут быть поданы новые апелляции и не могут быть изменены критерии зачета или незачета вопросов, независимо от согласия или несогласия кого-либо, включая ДК данной игры.
  2. Сразу же после окончания игры, ДК обязана сдать представителю ОК заполненные бланки оценок за игру.
  3. ДК также обязана сдать ОК таблицу с результатами игры в бумажном виде в конце игры (если возможно) или в электронном виде (например, по электронной почте) в течение суток после окончания игры.
  4. Всем участникам игры предписывается не публиковать текст вопросов и не обсуждать их в сетевых источниках информации кроме специально созданного для этой цели закрытого ЖЖ-сообщества chgk-il-player до тех пор пока пакет не будет опубликован в открытых источниках самой ДК или с ее разрешения.
  5. Места и очки всех команд-участниц, а также все итоговые и общие оценки (см. 2.13), включая объявление "плохой игры" ("Результаты"), публикуются на информационном листе в течение трех дней после игры и выставляются на сайте до начала следующей игры. Ответственность за исполнение этого пункта лежит на ОК.
  6. Опубликованные Результаты считаются официальными. Официальные Результаты могут меняться только если соблюдаются ВСЕ нижеследующие условия:
    1. Произошла техническая ошибка при подсчете или публикации Результатов
    2. ДК данной игры подтверждает наличие ошибки (это условие касается только мест и очков)
    3. ОК разрешает изменить Результаты большинством своих голосов
    4. Следующая игра еще не состоялась
  7. С учетом вышесказанного, в исключительных случаях (например если ДК грубо нарушила Регламент или решения СК), ОК имеет право изменить Результаты в течение 48 часов после ее окончания, даже если речь идет не о технической ошибке, независимо от того были ли Результаты уже опубликованы или нет. При этом, ОК должен руководствоваться принципами этичности решения по отношению к клубу в целом и не допустить ухудшения результатов команд в данной игре.
  8. В любом случае, после начала следующей игры Результаты данной игры становятся окончательными и не могут меняться ни в коем случае.

Глава 3. Правила проведения Чемпионата

3.1. Структура и сроки:

  1. В рамках каждого Чемпионата (за один календарный год) проводится 12 туров (как правило, по одному в месяц). В рамках данного Регламента, тур синонимичен игре.
  2. Как правило, для проведения тура резервируется последняя суббота месяца.
  3. Если по каким-либо причинам тур не может быть проведен в указанный срок (праздники, другие турниры, форс-мажорные обстоятельства и т.д.), ОК может перенести его на другой день или даже отменить совсем, проинформировав все команды-участницы и ДК. Эти изменения и отмены не влияют на порядок и нумерацию остальных туров данного Чемпионата.
  4. Все иные турниры (Чемпионат Израиля, Кубок Хайфы, телефонные чемпионаты МАК, международные синхроны и др.), по возможности, не должны совпадать с игровыми днями Хайфского клуба. Если какой-то турнир совпадает с игровым днем Хайфского клуба, и нет возможности перенести ни один из них, то возможно совмещение туров обоих турниров по решению ОК. Он же решает, каким образом это совмещение осуществляется технически.

3.2. Подсчет результатов (система микроматчей):

  1. В каждом туре каждой команде присваивается один и только один из следующих статусов:
  2. Счет между любой парой команд А и Б в начале Чемпионата равен 0:0. Левое число равно количеству очков команды А против команды Б. Правое число равно количеству очков команды Б против команды А. После каждого тура этот счет изменяется согласно следующим правилам, независимо от результатов любых других команд:
  3. Команда А, имеющая в данный момент больше очков против команды Б, чем Б против А, получает две единицы рейтинга. Если счет между командами А и Б равный, то каждая из них получает одну единицу рейтинга. Общий рейтинг каждой команды – это сумма единиц рейтинга против всех остальных команд на данный момент (рейтинг не накапливается из тура в тур).
  4. Команды распределяются в турнирной таблице в нисходящем порядке их общего рейтинга. В случае равенства общего рейтинга, дополнительным показателем команды является сумма ее очков против всех остальных команд минус сумма очков всех команд против данной команды (или, что то же самое, сумма разностей очков команды А против каждой другой команды), также в нисходящем порядке. В случае равенства дополнительного показателя, места считаются разделенными. Данный подсчет меняется после окончания Чемпионата (см. 3.3.1).
  5. Если команда вынуждена пропустить игру по причине, связанной с интересами клуба, включая участие большинства игроков команды в международном турнире, то эта команда имеет право попросить ОК засчитать ей этот пропуск, как отсутствие по уважительной причине. Подобная просьба должна поступить в ОК до начала данной игры. Если ОК принимает просьбу, то данной команде присваивается статус "Ведение" на данной игре. При этом, такой пропуск не влияет на первый дополнительный показатель в турнирной таблице (см. 3.2.4).

3.3. Итоги Чемпионата:

  1. По окончании Чемпионата команды распределяются в турнирной таблице в нисходящем порядке их общего рейтинга. В случае равенства общего рейтинга, первым дополнительным показателем команды является факт ведения в данном сезоне (т.е. команда, проводившая игру, занимает более высокое место, чем команда не проводившая игру). При равенстве первого показателя, вторым дополнительным показателем команды является положение данной команды по системе микроматчей среди команд, разделивших то же место (в частности, если две команды разделили одно место, то счет между ними является решающим). При равенстве второго показателя, третьим дополнительным показателем является сумма ее очков против всех остальных команд минус сумма очков всех команд против данной команды (или, что то же самое, сумма разностей очков команды А против каждой другой команды), также в нисходящем порядке (это первый дополнительный показатель в течение Чемпионата, см. 3.2.4).
  2. Команда, занявшая первое место по итогам всех туров Чемпионата, провозглашается Чемпионом Хайфского клуба ЧГК.
  3. Команды, занявшие первое, второе и третье места по итогам всех туров Чемпионата, награждаются соответствующими кубками, а их игроки награждаются индивидуальными призами.
  4. После окончания Чемпионата, ДК, набравшая наибольшую общую оценку (см. 2.13.9) среди остальных ДК, объявляется лучшей ДК года и награждается памятным призом.
  5. Каждая ДК выбирает один из вопросов своего пакета на конкурс лучшего вопроса года. Выбирать можно только из вопросов игравшихся в рамках основного пакета (исключая запасные). Заимствованный вопрос (все авторы которого живут за пределами Израиля) также не может участвовать в данном конкурсе. ДК может (хотя и не обязана) при выборе лучшего вопроса руководствоваться повопросными оценками (см. 2.13.6). Сбор лучших вопросов производится ОК. Если ДК не присылает текст вопроса, то она не участвует в конкурсе.
  6. После окончания Чемпионата, команды, участвовавшие хотя бы в одной из игр этого Чемпионата (и только эти), оценивают лучшие вопросы всех туров (см. 3.3.5) по пятибальной шкале, т.е. каждая команда оценивает до 12-ти вопросов. Анонимные голоса при этом никак не учитываются. Голосование проходит очно, на одной из игр следующего Чемпионата и/или виртуально, по усмотрению ОК. Вопрос, набравший наибольшую среднюю оценку среди лучших вопросов, объявляется лучшим вопросом года, и авторы каждого из таких вопросов награждаются памятным призом (по одному призу за вопрос).
  7. Во всех вышеуказанных пунктах настоящего параграфа, если нет возможности выбрать одного призера (в случае разделения мест или равных оценок), награждение происходит в соответствии с наиболее высоким из разделенных мест. Например, если команды разделили места 2-3, то обе получают призы за 2-е место, а если 3-4, то – за 3-е место и т.п.
  8. Все индивидуальные и памятные призы выбирает ОК.
  9. Награжденные команды/игроки имеют право попросить у ОК копии своих призов (например в случае потери или если каждому игроку хочется иметь копию коллективного приза). При этом, ОК имеет полное право отказаться, если это технически невыполнимо или сопряжено с излишними трудностями. Стоимость копий оплачивается заказчиками заранее, по цене, определенной ОК.

Приложение А. Рекомендуемые критерии определения правильности ответов.

А.1. Ответ команды считается правильным, если он удовлетворяет хотя бы одному из следующих требований:

  1. Совпадает с авторским ответом и/или удовлетворяет критериям зачета (если они есть), установленными составителями вопроса (например, присутствие определенных ключевых слов).
  2. Отличается от авторского ответа только грамматически (падежами и числами имен существительных, спряжениями глаголов, расстановкой знаков препинания и т. д.), причем это отличие не меняет существенно смысл ответа.
  3. Является более точным, чем авторский ответ.
  4. Включает авторский или эквивалентный ему ответ, а также дополнительную информацию, которая не может быть принята за другой ответ, не противоречит содержанию вопроса и не содержит грубых ошибок.
  5. Является менее точным, чем авторский, но требуемая точность составителями вопроса не указана, а отсутствие приведенной в авторском ответе дополнительной информации несущественно меняет смысл ответа, в частности из ответа следует что команда проникла в суть вопроса (т.е. была на правильном пути и наверняка дошла бы до точного ответа, если бы требуемая точность была явно указана).

А.2. Ответ команды считается неверным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  1. Ответ команды содержит более одного ответа на вопрос, причем хотя бы один из ответов неверен.
  2. Ответ команды содержит такую дополнительную информацию, которую можно принять за другой ответ, причем этот ответ неверен.
  3. Форма ответа не соответствует форме вопроса (например, на вопрос "когда началась Октябрьская Революция?" дан ответ "в Петрограде").
  4. Ответ команды включает дополнительную информацию, искажающую смысл ответа, содержащую грубые ошибки или противоречащую указанным в вопросе фактам (кроме тех случаев, когда эта информация находится в скобках, т.е должна игнорироваться).
  5. Ответ команды отличается от авторского ответа грамматически, причем соблюдение грамматики требуется в вопросе явно или это отличие меняет смысл ответа.
  6. Ответ команды является менее точным, чем авторский, причем требуемая точность явно указана в вопросе.

А.3. Скобки:

  1. Текст, написанный в скобках (круглых, квадратных, фигурных, косых или угловых), не может являться основанием для зачёта или незачёта ответов (т.е. полностью игнорируется). Исключением является случай, когда скобки являются существенной составной частью авторского ответа.
  2. С учетом вышесказанного, текст в скобках может быть принят во внимание при рассмотрении апелляций (см. Приложение Б)

Приложение Б. Рекомендуемые критерии зачета и незачета апелляций.

Б.1. Апелляция на дуаль:

  1. Если альтернативный ответ полностью соответствует тексту вопроса, или степень соответствия не ниже, чем у авторского ответа или у любого из ответов, удовлетворяющих критериям зачёта и/или уже засчитанных, апелляция принимается.
  2. Если степень соответствия или несоответствия не может быть с уверенностью определена, то можно принять апелляцию, если ясно, что команда проникла в суть вопроса. (Для этого можно учитывать информацию в скобках, если она есть).
  3. Если альтернативный ответ противоречит хотя бы одному факту в вопросе, то апелляция отклоняется.

Б.2. Апелляция на снятие (некорректность):

  1. Вопрос признается некорректным в случае наличия в тексте вопроса и/или авторского ответа любой фактической ошибки. Обязанность доказательства существования ошибки лежит на апеллянтах.
  2. В случае конфликта источников, решающим является тот, которым воспользовались составители вопроса, при условии что ДК может предъявить апеллянтам этот или любой аналогичный источник во время игры.
  3. Ошибки в комментариях к вопросу не являются критерием зачета или незачета апелляции.

Б.3. Общее:

  1. При рассмотрении апелляции нельзя руководствоваться соображениями о том, каким командам принятие или отклонение этой апелляции выгодно, а каким - нет.

Valid HTML 4.01!