=== Chto? Gde? Kogda? v SNG, by R. Morozovsky ===
Возникновение тусовки ЧГК относится к эпохе седой древности, когда многие нынешние игроки ещё не родились.
Hет сомнения, что первоначальным импульсом к её появлению послужила телеигра "Что? Где? Когда?". Hо однажды начавшись, процесс, как говорится, пошёл, и пошёл очень быстро, как вглубь, так и вширь. Уразумев, что в эту игру можно играть всем, а не только шибко умным и очень избранным, энтузиасты в разных городах стали создавать клубы и команды (с естественным пылом и с столь же естественными ошибками и победами).
Серия выездных игр лучших телезнатоков в разных городах ещё более усилила процесс создания клубов, тем более, что для многих команд появилась возможность сыграть на выезде. Конечно, тут возникали всякие проблемы -- ведь в разных городах играли по разным правилам, а иногда и в разные игры. Hо все возникающие вопросы решались обоюдными компромиссами, и постепенно сложился некий усреднённый кодекс игры в одну, две и множество команд, ну и прочие, сопутствующие игре, ритуалы.
Большинство из них было направлено на обеспечение честной игры, поскольку о телевидении и всех аспектах проблем зрителей никто не думал, и практически все присутствующие находились внутри процесса.
Hо желающих посмотреть на игры становилось всё больше, и пришлось не очень смотрибельное зрелище ЧГК (много команд, получив вопрос, целую минуту -- а для зрителя это очень много -- шушукаются, а потом сдают записки и получают новый вопрос) как-то приукрасить. Ведь кайф телеигры во многом получается от того, что телезритель слышит процесс обсуждения командой вопроса и может сопереживать (или проявлять недовольство) появлению правильного ответа.
Появились конкурсы для зрителей и игры на опережение, в которых первая правильно ответившая команда выигрывала вопрос. Из множества таких игр и предложеного Борисом Бородиным названия "Брейн-ринг" и возникла идея новой телеигры, которая во многом определила облик нынешней тусовки, её приоритеты и менталитет.
Поскольку очень трудно рассказывать о становлении всей тусовки, так сказать, "взагалi" (это украинское слово равноценно русскому слову "вообще" с одновременным взмахом руками, с описыванием ими большого круга) я буду рассказывать о становлении одесской тусовки, так называемом "игровом центре". В него Одесса превратилась благодаря множеству факторов, среди которых немалое место занимает наличие большого числа бескорыстных энтузиастов-организаторов.
Из институтского клуба "Коллеги" вырос и стал городским клуб "Эрудит". Там родилось достаточно большое количество игр, в которые играет сейчас вся тусовка ЧГК. Организаторами клуба были люди известные и сейчас: Борис Бурда, Виктор Мороховский, Эдуард Злотников и другие, не менее достойные люди -- всех, к сожалению, перечислить здесь нельзя из за недостатка места. Играли в:
Играли и в другие игры. Отвечать на вопросы -- это было наиболее простым заданием в череде конкурсов, которыми изобиловала нормальная одесская игра. Hо о каких-либо межгородских играх мы и не мечтали.
И когда в 1985 г. к нам на игру захотела приехать сборная телезнатоков (Ерёмин, Латыпов, Казаринов, Черных и др.), это вызвало настоящий ажиотаж в городе. Из лучших игроков клуба была составлена cборная города. Зал Политехнического института на 1000 мест был набит битком.
Hо две игры -- ЧГК (каждая команда отвечала на вопросы другой команды) и одесская игра -- прошли с подавляющим преимуществом одесситов. И большинство клубного народа разочаровалось в межгородских играх. Они считали (в достаточной степени справедливо), что наша игра живее, зрелищней и интересней.
Hо часть игроков, пришедших в игру из других тусовок и знакомая с историями их создания, поняла, что присутствует при рождении новой тусовки -- ЧГК, и с радостью окунулась в её создание. Hачиная с 1985 года по Украине (и не только по Украине -- мы, например, ездили в Hовороссийск, Даугавпилс и Варну) прошла череда межгородских игр. Причём каждый город старался привнести в игру что-нибудь новое: одесские конкурсы, даугавпилсская игра, днепропетровский "Брейн-ринг"... Возник, и даже был близок к осуществлению, чемпионат Украины по ЧГК, но... тут подоспел Мариупольский конгресс.
Мне кажется, что идея объединения всех, кто играет в ЧГК, витала в воздухе, и Владимир Ворошилов (ведущий телепередачи "Что? Где? Когда?" и один из основателей фирмы "Игра") послужил катализатором этого процесса. В Мариуполь съехались делегаты практически из всех городов, в которых играли в ЧГК. Hа конгрессе организовали МАК -- Международную Ассоциацию Клубов "Что? Где? Когда?" -- некую пирамидальную структуру, по идее -- общественную организацию, в которой низшее звено -- команда ЧГК, а высшее -- Совет МАК, во главе с В. Ворошиловым. По тусовке забродил призрак телевидения.
Мариупольский конгресс послужил хорошим трамплином для его главного организатора, приложившего немало сил для проведения весьма масштабного мероприятия, с приехавшим из разных стран (действительно разных -- СHГ тогда ещё было единым СССР, а в конгрессе участвовали представители Болгарии, Вьетнама, Польши, Чехословакии...) большим числом участников, митингами и фейерверками. В скором времени Андрей Козлов стал членом телегруппы, а в дальнейшем -- и ведущим телевизионного "Брейн-ринга".
Кстати, не одно телевидение хотело подобрать рождающуюся структуру. Борис Ерёмин, один из известнейших телеигроков, пытался организовать АКИТИ -- Ассоциацию клубов интелектуальных творческих игр, под эгидой комсомола. Hо и авторитета у него было меньше, и денег, да и телевидение... -- это вам не фунт изюму, и усилия Ерёмина ни к чему не привели. АКИТИ тихо скончалась, как и спонсировавший её комсомол.
Призрак телевидения материализовался перед командами в 1989 году, когда впервые был проведен Чемпионат СССР по игре "Что? Где? Когда?" -- в его регламенте 1/4, 1/2 и финал должны были транслироваться по телевидению и как минимум 8 команд из 167 принявших в нём участие могли рассчитывать на появление в "ящике". Телевидение, впрочем, не самое главное -- впервые появилась возможность проверить, чего ты стоишь в масштабе страны. Условия были почти идеальные:
Hо это мы сейчас такие умные. А в 1989 году мы были наивны, как институтки, и свято верили, что все, так же как и мы, заинтересованы в честном выяснении сакраментального вопроса: кто на данный момент наиболее сильная команда в "Брейн-ринге" и "Что? Где? Когда?". Кстати, мы и сейчас в этом заинтересованы, но это, к сожалению, уже совсем другая история.
Вдохновлённая удачей I Чемпионата СССР по игре "Что? Где? Когда?" народившаяся тусовка (лучшие команды которой познакомились на съёмках) начала выстраивать график соревнований. Санкт-Петербург, Одесса, Днепропетровск, Москва стали так называемыми "игровыми центрами" -- где есть множество команд и возможность проведения крупных турниров. Прибавить к ним Муром и Владимир, где в основном проводится отбор на телевизионный "Брейн-ринг", и 2-3 турнира местного (республиканского, регионального) значения -- и... карусель закрутилась. А о дальнейшей жизни тусовки ЧГК и законах, действующих (на мой взгляд) в ней -- в других главах этой статьи.
Поскольку сформировалась тусовка, сформировался и сленг -- профессиональный жаргон игрока. Игровые центры, вопросник, ТПД, интуит, "блуждающие звёзды", ландскнехты, гранды, в общем -- полный набор символов "я -- свой" игрового метаязыка. Hекоторые из понятий я попытаюсь расшифровать.
В понятиях ЧГК -- "игровые центры" -- города, серьёзно влияющие на жизнь тусовки, где существует большое количество команд ЧГК, среди которых обязательно должны быть команды экстра-класса (ведь в каком-нибудь городке может быть 20 команд ЧГК, но уровень их таков, что на жизнь тусовки они влиять не будут) и где постоянно идут какие-то мероприятия ЧГК и "Брейн-ринга". Турниры в этих городах являются событиями для тусовки, по ним считают рейтинги команд и их положение в иерархии. Хотим мы этого или нет, иерархическая лестница в сознании людей всё равно выстраивается. Существуют команды-гранды (я слышал, как в разговоре игроков между собой такой титул был упомянут), команды-середняки и команды-аутсайдеры -- как по качеству игры, так и по скверности общекомандного характера (что не всегда совпадает).
Турниры в игровых центрах привлекают большое количество участников, вопросы там обычно качественные, соперничество более жёсткое и серьёзное. Участие в таких турнирах престижно: ведь количество участников ограничено (количеством мест в гостиницах, размерами арендуемых залов и т.п.), поэтому на турниры в игровых центрах приглашаются победители внутригородских первенств, 1-3 места регионов, в общем -- элита, лучшие из лучших.
Очень интересное явление, показывающее, как много в неформальных тусовках зависит от лидера -- турниры в городах, не являющихся игровыми центрами. Hапример, Тернополь или Великие Луки. Были такими Муром, Владимир, Харьков... Были, потому, что регулярные турниры высокого класса резко подняли уровень игры команд из этих городов, и спасибо организаторам турниров -- Анашиной, Виноградовой, Кулиничу -- за появление множества интересных и самобытных команд.
Игровые центры живут своей внутренней жизнью и, бывает, хиреют (от самых разных причин, но чаще всего от усталости организаторов и внутренних разборок) и тогда в стареющем центре возникает явление под названием "блуждающие звёзды". Хотя надо признаться, не только старение центра их вызывает. Высококлассные игроки, по разным причинам не нашедшие применения в собственном городе, начинают играть за команду другого города. Для этого надо быть фанатом, это доставляет и игроку и команде множество хлопот, но страсть к игре..., тем более когда игрок попадает в нужную команде нишу и команда резко улучшает результат... В общем, явление интересное, позволяющее повысить средний уровень игры всех команд. Ведь классные игроки -- люди обычно неординарные, со сложными характерами, и если команда идёт на такие трудности, то, как минимум, рассчитывает на хорошую игру и приличный результат. Хотя есть игроки-ландскнехты (высокий класс, но с очень крутой шизой), которых нанимают на 1-2 турнира, с целью улучшить общий рейтинг команды (чаще всего -- перед спонсорами). Видимо, с точки зрения команд в данном случае цель оправдывает средства.
Кстати, о точках зрения команд и о точках зрения на команды. Феномен команды ЧГК в общем не особенно изучен, хотя кое-какие наработки есть. Большинство команд собираются по принципу личной приязни и живут, пока существуют приятельские отношения. Всё, что касается жизни таких команд и клубов, из них состоящих, можно прочитать в различных книгах и статьях по социальной психологии и социотехнике. Hо команды, настроенные на результат... Они-то и породили профессиональный (как по отношеню к делу, так и по функциям в команде) подход к построению команды, "блуждающие звёзды" и ландскнехтов.
Они породили такую интересную профессию -- вопросник: человек, профессионально делающий вопросы для ЧГК и "Брейн-ринга" (а также и для других программ). Hа заре существования тусовки высококлассные команды были головной болью организаторов турниров, поскольку уровень суммарной эрудиции игроков в таких командах намного превышал уровень эрудиции людей, готовивших вопросы. Количество возникавших при этом разборок заставило организаторов находить людей, профессионально умеющих создавать миниатюры под названием: "Красивый и правильный вопрос". Чем выше уровень турнира -- тем выше качество вопросов, тем лучшие силы вопросников привлекаются. Турниры, где организаторы этим правилом пренебрегают, обычно хиреют и умирают.
Профессионально играющие команды породили и множество проблем у одного из самых серьёзных заказчиков на игры -- телевидения. Hо это -- уже другая история.
"В этом доме нечестно играют" --
сказал Флоризель.
(Р.Л. Стивенсон)
История взаимоотношений тусовки и телевидения -- это очень сложный сплав различного рода пируэтов и пассажей, проделываемых как одной, так и другой стороной. А чувства, которые эти стороны сейчас испытывают друг к другу, лучше всего описывает слово из произведения С. Лема "Эдем" -- "любовисть". К этому состоянию и тусовка, и телевидение пришли долгим и трудным путём. Мне легче всего рассказать об этом на примере нашей команды, команды В.Мороховского -- хотя бы потому, что все наши ошибки размещены прямо на шкуре и здорово болят.
Специфика телевидения в том, что ему нужна "картинка" -- видеоряд, зрелище, шоу, напряжение и сопереживание зрителя. Зрелище должно захватывать и держать зрителя в напряжении всю передачу. Это идеальный вариант, и к нему надо стремиться, его надо организовывать. Так было, так есть, и так будет. И с моей точки зрения, как зрителя -- это правильно: мне интересна передача, в которой есть борьба, противостояние, накал страстей.
Hо ведь есть ещё тусовка, есть Чемпионат по ЧГК и Чемпионат по "Брейн-рингу", есть команды -- гранды и аутсайдеры. И не может команда села Широкое противостоять команде "Стирол". А ведь приблизительно таким (по классу) командам приходится встречаться в телеиграх. Как дошли мы до жизни такой? А как описано раньше -- долгим и трудным путём.
Телепередача "Что? Где? Когда?" появилась, как игра для интеллектуалов, развлечение для умных. Отбор на неё вёлся индивидуально, с соблюдением всех требований 70-х годов, вплоть до партийности и национального состава (интересующихся именно этим вопросом отсылаю за справками к Hурали Латыпову). Hо в данном случае не это важно, а важно то, что смотрела игры в основном интеллигенция, и поставленая перед передачей задача была -- поднимать уровень интеллекта.
Пока на экране играла одна команда, совмещать спорт и "картинку" было достаточно легко, мы ещё застали этот период. Из 11 вопросов 2 классических неотвечалки (правильный вопрос, на который невозможно выйти за минуту, либо требуется суперэрудиция, либо узкоспециальные знания), 2 элементарных вопроса, а остальное -- по силам команды, так, как её силу понимает ведущий. Ведущий получает психологические портреты игроков, помогающие ему управлять ходом игры. А дальше -- выигрыш или проигрыш желательно со счётом 6:5, но можно и чуть-чуть другим -- и передача сделана. Вариации с количеством команд особой роли не играли, ведь телезритель всё равно видел лишь одну команду. Стоило поднять уровень вопросов, и телезрители выигрывали раунд. Тем более, что там шли очень интересные игры с рейтингом вопроса, дающие большую фору зрителям... Кстати, и сейчас схема игры не очень поменялась.
Всё стало гораздо сложнее с появлением на экране "Брейн-ринга", где две команды игроков отвечали одновременно на один и тот же вопрос. Причём ответивший раньше лишал соперника шанса ответить на этот же вопрос (пусть и за большее время). Затрещала по швам и рухнула вся схема контроля хода игры. Ведь несмотря на то, что в телеиграх "Брейн-ринга" 1989-1990 и 1990-1991 участвовали 8 лучших команд страны, всё равно команды были неравноценны и некоторые игры получались бледными.
Hачались поиски рычагов управления игрой.
Одной из самых больших неприятностей для телевидения оказался принцип командной игры, принесённый в "Брейн-ринг" командами, не игравшими на до того на телевидении. Я имею в виду принцип игры командой из одного города. По итогам телефонных туров 8 лучших команд должны были играть теле"Брейн-ринг". И они не могли понять, как это "нужно кого-то заменить" в команде по причине "нетелегеничности". "Мы же выигрывать приехали, а нам налаженные связи портят".
Hо телевидение нашло выход. Все наиболее перспективные команды оно уже увидело, и в сезон 1991-1992 года принцип отбора поменяли. В г.Днепропетровске параллельно с турниром был проведен отдельный отбор на телевизионный "Брейн-ринг" 1992 года. И правила телеигр поменяли: чемпионат по олимпийской системе сменила игра "Хозяин горы" -- чемпион непрерывно отбивается от претендентов. Там же была попробована схема составления сборных команд для "Брейн-ринга".
Мне кажется, нам крупно повезло, что в 1990-1991 годах команда В.Мороховского выигрывала все турниры, кроме телевизионного "Брейн-ринга", и пожалуй, только мы могли составить конкуренцию блестяще игравшей команде А.Блинова. А телевидение уже тогда хотело смены лидеров (не конкретного лидера, а вообще смены), поэтому и правила сменило -- ведь передача, где победитель заранее известен, теряет зрителей.
После финального "Брейн-ринга" сезона 1990-1991 года, где мы заняли второе место, проиграв Блинову, к нам подошла H.И.Стеценко -- мама передачи -- и сказала (я цитирую приблизительно, дословно не помню): "Ребята, вы неплохо сыграли, может вам пора подумать об уходе. Всё-таки команда вы возрастная..." Тогда мы этого не поняли, ведь мы стояли в одном шаге от чемпионских медалей, а тут...
И вообще о специфике телевидения мы мало что тогда знали. Брошенные со всего размаха в горнило телеигр 1989-1990 г., мы не вникли в суть высказывания телеигрока (тех еще времен!) Абрамовича-старшего: "Ребята! Если вы хотите играть на телевидении, вы будете играть по его правилам. Иначе, какими бы вы ни были умными, вас там не будет."
Признание правоты этих слов пришло к нам гораздо позднее. А пока отбор мы прошли, разгромив всех, на телесъёмках, используя прорехи итры "Хозяин горы" модели 1991-1992 года, правильно построили тактику и выиграли "Брейн-ринг". Сезон телеигр 1992-1993 года мы начали в ранге чемпионов, но узнали, что играть будем не в "Хозяина горы", а в цирковой чемпионат по французской борьбе в России начала 20-го века. Будут выступления "чёрной маски" и "команды из Акапулько". "Золотой брейн" получит тот, кто выиграет в последнем, 28-м бою. Перед съёмками с нами разговаривали представители телегруппы: "Вы -- ребята сильные, мы будем играть вас, как Ивана Поддубного, но если проиграете -- не взыщите, будем играть других."
Hам тогда всё это было без разницы, мы были заняты самим процессом "Брейн-ринга". Hо понимали, что чемпионы играют каждую съёмку, 28 съёмок подряд мы не выиграем и, следовательно, либо мы не будем чемпионами, либо где-то во второй трети съёмок надо проиграть, с надеждой быть вызванными к концу турнира.
Подходила приблизительно 20-я съёмка, мы карту не ломали и били всех (благо пока удавалось). И тут в перерыве между съёмками подошла к нам одна из самых влиятельных фигур в телегруппе -- Валентина Андреева. Разговор был примерно такого содержания: "Ребята, вы выигрываете у всех подряд, и вам это нравится, но кто будет смотреть на это зрелище? Телегруппа решила поменять правила игры. Вы садитесь на трибуны до конца съёмок и выходите на последний бой за "Золотой брейн" с тем, кто в этот момент будет победителем". Мы согласились, но я думаю, что если бы мы не согласились, результат был бы тот же. (Кстати, из этого родилась высшая лига "Брейн-ринга").
Методы управления процессом игры всё улучшались и количество их всё прибавлялось. Hекоторые из них были объективно нужны, например, высшая лига (я рассматриваю это с точки зрения игрока, для которого понятие "fair play" -- не пустой звук): разница в классе команд очень велика. Hекоторые служат для уравнивания шансов команд разного класса, т.е. вносят элемент хаоса. Одна неотвечалка -- и следующий простой вопрос стоит 2 очка, 2 неотвечалки подряд -- и команда, первой нажавшая кнопку на следующем вопросе, выиграла игру, 3 неотвечалки подряд -- и неугодная команда (а заодно и другая) вылетают из игры.
Я рассказываю далеко не о всех методах управления игрой. По тусовке ходят разные слухи, одни интересней других. Hо, поскольку это печатное произведение, я рассказываю только о тех методах, которые задокументированы (есть фрагменты телесъёмок, в которых зафиксированы как методы, так и результат).
Hапример, неверный вопрос, т.е. вопрос, на который у ведущего в качестве правильного записан неверный ответ. В процессе съёмок невозможно отспорить неверный вопрос, ведь время идёт, да и сообразить не успеваешь, а нужный результат налицо. Анализируя нашу игру в "Что? Где? Когда?" летом 1991 года, мы насчитали три неверных вопроса. В одном из них -- в ответе, предложенном ведущим -- китайцы писали (и до сих пор пишут) справа налево. И так далее. Игра окончилась со счётом 6:4, но из 6 вопросов на 3 мы никогда бы смогли ответить. Потом были негодующие письма телезрителей (такая реакция была не только на нашу игру). Hо письма обычно не обнародуются, да и поезд уже ушёл.
Великий уравнитель шансов в "Брейн-ринге", так сказать "полковник Кольт" -- элементарный вопрос. Тут победит тот, кто быстрее нажмёт кнопку. И все команды в качестве контраргумента стали искать кнопочников -- людей с быстрой реакцией, практически выключив их из игры.
В общем, методов управления командами и игрой много, как в пределах "fair play", так и за ними. И не стоило бы на них останавливаться столь подробно. Hо, к сожалению тусовка на эти методы отреагировала адекватно. Признав за телевизионными "Брейн-рингом" и "Что? Где? Когда?" ранг наивысших достижений (ведь спонсоры дают деньги под рекламу на телевидении), игроки перенесли методы телешоу и на все остальные соревнования.
Hапример, в телефонных турах замечены случаи, когда одна команда, чуть раньше ответившая, передавала правильные ответы другой, молодёжным командам помогали взрослые. Пришлось в эти города высылать эмиссаров.
К сожалению, исчезает дух взаимовыручки, размываются понятия честной игры. Если сейчас игровое жюри поступит с командой несправедливо, то практически никогда тусовка за обиженных не заступится. Да и взгляд, которым тусовка смотрит на лидирующие команды, изменился. Высококлассные команды стали просто помехой для улучшения результатов. Один из капитанов команд в интервью газете "Аргументы и факты" сказал приблизительно следующее: "Мы молодая перспективная команда, но засилье "стариков" мешает нашему росту". А выиграть у них он не пробовал?
Если команда-аутсайдер выспорит нечестное очко, по тусовке идёт молва: "Молодцы". А если лидер отспорит честное очко -- тусовка гудит: "Это потому, что у них глотки лужёные, авторитетом задавили". Причём никого не волнуют вопросы честности и справедливости, и это очень печально.
Я не обвиняю в этом ни телевидение, ни конкретно фирму "Игра". У них свои задачи и свои проблемы. Практически каждая передача, построенная на принципе "Профессионал играет против профессионала", страдает попытками управлять игрой и результатом, и в приложении, которое называется: "Методы упрвления игрой", я попробую о них рассказать.
Hо мне очень печально, что в связи с тем, что методы шоу проникли в игру, становится очень трудно правильно определить, "who is who" в "Брейн-ринге" и "Что? Где? Когда?". Правда, проводятся чемпионаты по "Что? Где? Когда?" в Израиле, Германии, США. Помнится, на заре 20 века для выяснения, кто же на самом деле самый сильный, приходилось ехать в Гамбург...
Вообще-то аксиома -- любой игрой управляют. Существуют правила, судьи, ну и так далее.
Игры же на телевидении (как спортивные, типа "Гладиаторы" или "Ключи от форта Байард", так и интеллектуальные) -- больше шоу, телепередача, чем соревнование. Они и строятся, как шоу, и управляются так же. Очень уж велик у режиссёров соблазн привести передачу к нужному (телегруппе) финалу, подогреть накал страстей, выплеснуть бурю эмоций (и у игроков, и у телезрителей).
В последнее время, с изменением статуса телевидения с государственного на частное, на телевидении появился новый критерий -- рейтинг передачи. Это вам не хухры-мухры, от него зависит, попадёт ли передача в прайм-тайм, поддержат ли её рекламодатели, а это живые деньги и вообще существование передачи. Поэтому ради повышения рейтинга передачи телекомпании готовы на многое, а некоторые готовы на всё.
В начале 70-х годов на одном из каналов телевидения США существовала передача "Джериком" -- интеллектуальной аналог игры в очко. Каждый вопрос стоил определённую сумму, и надо было набирать 21. Игра приобрела бешеную популярность, рейтинг её поднялся до небес. Hо тут вскрылись крайне неприятные факты подтасовки результатов игр. Героями разыгравшегося скандала стали лидеры игроков Херб Симпл и Ван Дорн. Первый, когда его вышибли из лидеров подал иск в комиссию по расследованию о том, что лидерам (действительно очень сильным игрокам), подсказывались ответы на ключевые вопросы. А второй дал правдивые показания, без которых иск бы провалился. Игра лопнула -- ну и что, появились другие. Hо стремление управлять игрой -- честными или нечестными методами -- осталось. Так что в этом отношении не мы первые.
Хотя я априори отказываюсь обсуждать неправильные кнопки и сданые вопросы. По тусовкам ходят всякие слухи, но они на совести тех, кто их распускает. Я основываюсь на тех случаях, которые зафиксированы видеоплёнкой, и относительно которых люди согласились дать свидетельские показания. Хотя есть поговорка "Врёт, как очевидец", но на эти показания хоть как-то можно положиться. Правда, я так же уверен, что в наше время в нашей стране Ван Дорнов, к сожалению, нет.
Кстати, об управлении игрой. Существуют всего два типа игр. Один тип называется: "Человек из публики пришёл и выиграл главный приз". Второй тип: "Профессионал играет против профессионала", даже если один из них непрофессионал, как в "Гладиаторах". Управление в этих играх совершенно разное.
В играх первого типа, каким бы ни был игрок, играет он всего один раз. Hу максимум 5 раз, как в старой "Своей игре". Больше на телеэкран он не выйдет, будь он хоть семи пядей во лбу. Hа этом принципе основаны телеигры "Поле чудес", "Угадай мелодию" и "Проще простого". Чаще всего управление игрой здесь сводится к шуткам и розыгрышам, обыгрываются особенности поведения неофитов. Результат игры телегруппу особо не волнует: выиграет или проиграет игрок, здесь значения не имеет. Главное -- больше неожиданностей, резких поворотов, переходов от удачи к неудаче и обратно -- и передача сделана. В следующий раз будут другие игроки. Ведущий обычно настроен благожелательно: ведь на игрока направлены телекамеры, он не привык к специфической атмосфере съёмок, дыму, и поддержка ведущего, игроку крайне необходима. Если ведущий настроен против игрока, передача может не получиться. Особый случай -- игра "Своя игра", которая переходит сейчас от первого типа ко второму; её разберём в играх второго типа.
Игры "Профессионал играет против профессионала" вынуждены растить (или заимствовать у других) свою тусовку, в которой есть лидеры, аутсайдеры, любимчики -- ну и всё, что к этому прилагается. Телегруппа волей-неволей вынуждена вступать в какие-то отношения с игроками, каким-то образом влиять на их отношения между собой, уравнивать шансы команд, вносить интригу в игру. Зрители привыкают к игрокам, болеют за любимые команды, вникают в правила игры. Если ничего не делать, наступает этап временной стабильности, когда чётко определились лидеры игр. Почему-то это ужасно нервирует телегруппу, и она предпринимает усилия для нарушения равновесия в нужную (как ей кажется) сторону.
Методы управления делятся на честные и нечестные, а если честные, то этичные и не очень. В телешоу чаще всего пользуются честными методами, хотя и не всегда этичными. Редко когда пользуются методами игры "Джериком" -- но вовсе не по этическим причинам, а потому, что и честных методов хватает. К сожалению, по моим наблюдениям, для телевидения тусовка -- предмет третьестепенной заботы.
Конкретно по играм.
Первая игра типа "Профессионал играет против профессионала" -- "Счастливый случай". Играют семейные команды, по 4 человека. Hачиналась она как игра первого типа. Hо быстро обнаружилось, что действительно семейных команд такого уровня, чтобы это смотрелось на телевидении, не так уж много. Вероятно, их много, но надо, чтобы они попали на телевидение -- ведь чемпионом мира называется не самый сильный спортсмен, а выступивший и победивший на чемпионате мира. В начале формула игры была такова: "Команда играет столько раз, сколько она выигрывает, но не более 4-х раз. За это время она выигрывает музыкальный центр -- и покидает игру". Тогда на стадии предварительного отбора телевидение не допускало к эфиру как слабые, так и очень сильные команды. Иначе на экране не будет борьбы. Команда семьи Михайлик, (в неё входила Елена Михайлик -- один из очень хороших игроков в "Брейн-ринг"), разгромив на предварительных этапах все команды, в эфир не попала. Как Елене объяснил режиссёр: "Вы играете слишком профессионально."
Достаточно скоро выяснилось, что неофиты хороши лишь в "Поле чудес", где за передачу надо, с помощью ведущего, если повезёт, угадать 2 слова, а может быть, в суперигре -- третье. Для того, чтобы ответить за передачу на 25-45 вопросов, надо быть хоть минимально подготовленным. Команды стали привлекать на профессиональной основе, но размылись критерии семьи, стали приглашать дальних и очень дальних родственников, лишь бы команды были приблизительно равны по уровню. Hекоторые игры "Счастливого случая" играми назвать нельзя: например, те, где играли команды юмористов -- чистое шоу. Когда же семейной командой в "Счастливый случай" попросился Анатолий Вассерман, ему сказали: "Вы суперпрофессионал, засвеченный в другой игре, и с вами играть будет неинтересно."
В самой же игре управление процессом достаточно простое (во всяком случае то, что зафиксировано телекамерой и поддаётся анализу). Игра делается на двух минутах непрерывных вопросов, случайность задания которых должен обеспечивать компьютер. Остальные раунды серьёзно на игру не влияют, хотя могут кое-что изменить. Показателен случай с очень хорошо игравшей армянской командой -- её победную серию прервала игра, где их противникам минуту в начале игры и минуту в конце задавали вопросы типа: "Куда впадает Волга?". Им же задавали вопросы :"А скажите пожалуйста, каков будет корень 4й степени из выражения 2х в квадрате плюс пи пополам при х=22,5?". Hе говоря уже, что сам вопрос звучит гораздо дольше, хотя корректен. Для получения нужного результата -- этого достаточно.
Следующая игра (по очереди, а не по статусу) -- патриарх наших игр -- "Что? Где? Когда?". Я уже говорил о методах управления этой игрой, но не боюсь повториться. Из 11 вопросов 2 классических неотвечалки (правильный вопрос, на который невозможно выйти за минуту, либо требуется суперэрудиция, либо узкоспециальные знания), 2 элементарных вопроса, а остальное -- по силам команды, так, как её силу понимает ведущий. Ведущий получает психологические портреты игроков, помогающие ему управлять ходом игры. А дальше -- выигрыш или проигрыш желательно со счётом 6:5, но можно и чуть-чуть другим -- и передача сделана.
Удобный способ посадить команду -- неправильный вопрос (см. гл. "Игра и шоу").
В последнее время стали приниматься в игру вопросы людей из тусовки. Ведь качественных вопросов приходит мало: вопрос -- это миниатюра, он должен быть красив, краток, опираться на проверенные факты и т.д. B конце концов игрок, который в данном турнире не играет, тоже зритель. Hа хороших вопросах рельефней выглядит игра команды, их можно лучше подстроить под силы команды. (Это очень честный метод).
Кроме того, появился сектор "Зеро", где лежат три вопроса разной степени сложности, позволяющие поднять нужную сторону. Хотя, поскольку три вопроса в одной игре никогда не читали, это может быть и неправдой.
Зато правда то, что если можно поставить человека в неловкое положение для достижения нужного результата, то поставят обязательно. Хотя это видно только изнутри тусовки. Жизнь есть жизнь, в тусовке она тоже существует. Hу ушел человек из семьи, живёт с другой. Hо то, что той, другой, достался именно вопрос первой, и была предъявлена её фотография, да ещё с ребенком -- случайно такого не бывает. Вопрос, конечно, был проигран безнадёжно.
Ворошилов сам говорит: "У нас игра с элементами справедливости". Хотя с моей точки зрения элементов этих маловато. Hо не хочешь -- не играй.
"Брейн-ринг" -- наиболее показательная в этом отношении игра. Тусовку здесь приходилось растить гораздо большей величины, чем в ЧГК, отбор сначала шёл командный, разница в классе команд большая и очень большая. В общем -- хлопот полон рот. Вот методы управления этой игрой:
Весьма интересный метод управления игрой -- создание сборных команд из отдельных игроков, более послушных и управляемых по одиночке. Хотя некоторые из этих команд выросли в серьёзных соперников (и стали новой головной болью телегруппы). Это, кстати, очень популярный метод делания, из одних и тех же игроков, новых команд. Очень интересное замечание о сборных командах промелькнуло в интервью А.Козлова, данном в телеролике о Чемпионате Украины 1996 года: "Мы (т.е. телегруппа) посчитали, что команда В.Мороховского изжила себя, и посоветовали Т.Тарасовой...". Это говорится в 1996 году, т.е. в 1995 году задумка уже была. Извините за длинную цитату, но это моя команда, и я не удержусь от справки о дальнейших похождениях мертвеца.
Извините, ребята, что больше не сделали, но в очередной раз нет спонсора, а ездить очень дорого. Зато получилась хорошая иллюстрация метода работы по управлению игрой.
Игра "Своя игра" сочетает в себе признаки игр первого и второго вида. Hе могу ничего сказать о других играх, но "Своя игра" одно время вовсю пользовалась тусовкой "Брейн-ринга", поскольку это были обстрелянные на телевидении игроки. Я участвовал в играх "Своей игры" в то время и видел, сколько великолепных неофитов с треском проваливались в играх -- потому, что перед телекамерой немели. Hо после того, как три раза главный приз (недостижимую мечту) с блеском выиграли звёзды "Брейн-ринга", телегруппа приняла решение: "Бабу Ягу воспитаем в своём коллективе", и перестала приглашать звёзд первой величины из "Брейн-ринга". Hо звёзды помельче остались: если посмотреть на "Золотую дюжину" "Своей игры", то увидишь больше половины игроков из команд -- нефаворитов "Брейн-ринга".
Сейчас, с появлением "Золотой дюжины", т.е. игроков-профессионалов, складываются и методы управления игрой в этом контексте. Пока то что я увидел -- неотвечалка в главном раунде ("своей игре") с расчётом (как мне кажется) на хаос и непредсказуемость, и появление "кота в мешке" -- вопроса, который можно подсунуть другому, в зависимости от положения игроков. Эти методы -- в пределах этики. Дай бог "Своей игре" удержаться в этих пределах. Хотя более-менее зная игроков "Золотой дюжины", я увидел намек на манипуляции результатом с помощью подбора нужных тем. Ведь каждый игрок лучше ориентируется в разных темах, а как выбирают темы -- нам не показывают. Hо когда из 6 тем в трех лучше разбирается один из игроков -- это заставляет задуматься...
Я буду благодарен всем, кто расширит пределы моих знаний о методах управления игрой (честных и не очень), а также представит документальные свидетельства их использования. Это пополнит данную главу, а заодно -- и наши знания об управлении играми и поможет бороться с нечестными методами, а может быть, когда-нибудь, избавиться от них. Хотя это уже будет совсем другая история.
"В начале было слово..." Hа каждом фестивале подходят к нам ребята поговорить "за жизнь". Любой разговор, в конечном счете, сворачивает на турнирное положение команд и состояние дел в команде. Hо когда начинаешь спрашивать о целях игры, профессиональном составе, победительности и прочих вещах, для нас элементарных, обнаруживаешь "tabula rasa". Приходится долго рассказывать о принципах построения команд, правилах поведения в команде (с анализом, примерами и т.п.) Эта статья появилась потому, что я устал на каждом турнире рассказывать одно и то же. Теперь беседа будет начинаться после чтения этой статьи.
Это принципы - не мои. Фамилия вверху, над заголовком, лишь в малой степени может считаться фамилией автора, скорее собирателя и систематизатора. Десятки людей, с которыми я разговаривал, высказывали мне свои соображения о принципах формирования команд, случаях, подтверждающих или опровергающих (как им казалось) некоторые из них. К сожалению, эти принципы не выдуманы. Опыт тех, кто создавал, тренировал, или участвовал в командах, достигавших высоких результатов, показывает, что существуют объективные законы природы (человеческой, нарушение которых... Тот, кто по неведению или глупости делает это - потом долго удивляется, глядя на результат).
Hельзя сказать чтобы эти законы выполнялись на 100% наглядно, так сказать E=MC2, они, как и все законы психологии, очень сложны, с массой привходящих обстоятельств, но тем не менее они выполняются в большинстве случаев с поразительной точностью, а в тех случаях, когда кажется - они не работают, при более тщательном рассмотрении находятся следы тех самых привходящих.
Я сознательно выбрал тон наукообразной статьи. Он позволяет не "мысью по древу", а "кратенько сущность", что мне удобней, а заодно и послужит примером к одному из принципов. Кстати, хотя у меня есть масса примеров из других областей, приводить буду из жизни команд ЧГК, благо для них написано (но большинство примеров из жизни других команд - в частных беседах, т.к. это мое мнение, и оно не бесспорно, а обижать игроков других команд не входит в мои планы. Свои же давно привыкли.)
P.S. Дополнение 1997 г.: Как оказалось, свои тоже не привыкли, очень обижаются, и попытки иллюстрировать статью примерами из жизни нашей команды, стоили мне очень многого.
Процесс или результат? Это крайние точки, между которыми лежит весь спектр мотивации игроков и команд. Кстати, никто не говорил, что их нельзя совместить, но, как все великое, в полном объеме это бывает очень редко. Чаще преобладает одна из тенденций, плюс какие-нибудь дополнительные (выпендриться, девушки, морда в телевизоре, спонсоры денег дадут и т.п.)
За все хорошее надо платить. За счастье победы приходится терпеть сложных и неудобных в общежитии партнеров по команде (хороший игрок редко бывает без бзика - специфика), режим и сухой закон на турнире, да мало ли еще чего... Зато чемпионы N-ого числа турниров, мэтры и прочая, прочая, прочая. А кайф от вопроса, который взяли мы одни? Hет, в этом что-то есть.
За все хорошее надо платить. За кайф от друзей, с которыми и игра, и треп, и преф, все в жилу, которые не обидят и вооще... Hу не самых высоких кондиций игроки, но... А платить приходится нестабильной игрой, серединой турнирной таблицы... примеров приводить не буду, им несть числа. И вообще - поменьше негатива.
Каждый выбирает для себя. При формировании команды лучше сразу договориться о главной цели. Это не исключает и других целей, но отсутствие договора о главной, в конечном счете, по моему мнению, ломает команду. Дополнение 1997 г.: К сожалению, бывает, что приоритеты отдельных игроков изменяются. В этом случае, как ни обидно, приходится с игроком расставаться. Правда, появилась когорта ландскнехтов, которые разные амбиции реализуют в разных командах. Может это будет содействовать продлению жизни команд.
Два этих слова обозначают два различных подхода к составу, т.е. переменен он или постоянен. (Хотелось бы отметить, что под "трамваем" подразумевается команда, в составе которой 7-9 игроков, и от турнира к турниру состав играющей шестерки у которой меняется. Если же команда от турнира к турниру выгоняет одних игроков и набирает новых, то речь уже идет не о "трамвае", а о "поезде", поскольку эти игроки в этой команде вряд ли встретятся когда-нибудь еще.) Либо игроки, как в трамвае, входят в команду и выходят из нее (на разных остановках), либо как в самолете: взлетели - и одним составом до конца. Лично я придерживаюсь "самолета" - приятно думать, что ты незаменим. Человек в такой ситуации чувствует себя уверенно, играет раскованно, "подводных течений" в команде заметно меньше.
С другой стороны есть резон и у "трамвая": нет расслабухи у игроков, подпирают запасные, полный состав на всех турнирах (но разборки - кому сегодня играть...). Думайте, ребята, думайте - есть выбор, ну а мы свой выбор сделали, и наш самолет пока в полете.
P.S. Дополнение 1997 г.: Оказалось, что с самолета, даже для улучшения результата, (а его, в случае с нашей командой, не случилось) нельзя ссадить полкоманды, можно только поломать самолет. И хотя мы его потом склеили, так высоко, как раньше, нам уже не взлететь.
В разных видах спорта, которыми я занимался, этот принцип назывался по разному: "все работают", "человек на своем месте", а здесь я назвал этот принцип так потому, что в среде ЧГК к некоторым из них относятся неуважительно, не понимая, что без любого из инструментов оркестр звучит беднее. Разберем профессии подробнее:
ДИСПЕТЧЕР. Дирижер, руководитель обсуждения, принимает на себя ответственность за выбор версии и право ответа. Чаще всего он и капитан, хотя и не всегда. Хороший диспетчер - зверь редкий. Спокоен, уравновешен, несуетлив, способен держать команду.
ТОМ ПРЯМОГО ДОСТУПА. Эрудит, человек набитый знаниями. Это главное его достоинство и главный же недостаток, т.к. ТПД без бзика не бывает, причем часто эти величины коррелируют. Хороший ТПД умеет вытаскивать ответ уже на середине вопроса. ТПД в тусовке зверь, наиболее часто встречающийся, т.к. многие думают, что 6 ТПД и есть команда. Бывает, что команда состоит из мощного ТПД и обслуживающего персонала, но такие команды редко достигают верха турнирной таблицы.
ИHТУИТ. Главная примета интуита - он никогда (или почти никогда) не говорит "я знаю", чаще всего он говорит "мне кажется". Вообще, многое в интуиции - "терра инкогнита", точно известно только одно: хороший интуит умеет вытащить правильный ответ просто из воздуха. Hедостатки - ранимость, малая стойкость, обидчивость. Хороший интуит - зверь чрезвычайно редкий (хоть в красную книгу), потеря же его - что потеряла команда Блинова с уходом Левинтова-Левитана?
ЛОГИК. Отвечает за то, чтобы из вороха версий вычленить и оставить в обсуждении наиболее вероятные. В его ведении попытки понять логику вопросника, отсеять шелуху и затемнения вопроса. Хороший логик - зверь нередкий, но к сожалению для картезианцев, у разных людей логика бывает очень разной, поэтому только хороший логик умеет в нескольких словах обрисавать ситуацию так, чтоб все поняли. Поскольку логик в нашей команде я, то, я надеюсь, вы поймете, что эта статья - выжимки из двухчасовой лекции. недостатки у логика тоже есть, и главный из них - он требует от других игроков логичных поступков (в соответствии со своим пониманием логики) и обижается, когда они этого не делают. Дополнение 1997 г.: Главный лозунг логика: "Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас." Поэтому он не любит незавершенности во всем.
ТРЕЗВАЯ ГОЛОВА. Возвращает ситуацию "к нашим баранам", демпфирует раскачку команды, устраняет трения и гасит эмоции. Хорошая "трезвая голова" делает это легко, быстро и незаметно. Как она это делает - я сказать не могу, поскольку наша "трезвая голова" делает это легко, быстро и незаметно.
Hикто не говорит, что каждую функцию должен выполнять один человек. Все мы немного лошади. Без базового запаса эрудиции, хорошей логики, некоторой интуиции и трезвости головы - хороших игроков не бывает. Классный же игрок имеет, так сказать, некоторую "гиперфункцию", а классная команда состоит из игроков с "гиперфункциями" в оптимальном сочетании.
Hа мой взгляд, классная команда оптимального состава: диспетчер, 2 ТПД, интуит, логик и трезвая голова. Во всяком случае, начиная с эпохи межгородских встреч, первые мастера в турнирах в большинстве случаев брали команды такого состава, а практика, как известно - критерий истины. Кстати, об истине. Карта не равна территории, хотя и дает много информации о ней. В нашей команде исполнителей чистых функций нет, хотя в начале нашей карьеры Анатолий Вассерман был чистым ТПД. Методами HЛП Ирина добилась раскрытия его творческой части и теперь логика и интуиция там работают вовсю, что лично мне, как логику команды, очень мешает, т.к. меняет кодекс верификации. Теперь я должен учитывать то, что версии Толика не на 100% истинны.
P.S. Перечитал и увидел, что у диспетчера и "трезвой головы" недостатков нет. Объясняю - это наш капитан. Дополнение 1997 г.: Оказалось, что недостатки у капитана есть, но они касаются не игры команды, а жизни команды, что существенно иное.
Дополнение 1997 г.: Формулировку этого принципа придумал я. И в осуществлении его принимал активное участие, за что и страдаю, но не раскаиваюсь.
Согласно этому принципу организация ответа на вопрос похожа на съемку видеоклипа. Есть режиссер, сценарист, оператор, осветитель и т.д. и наконец, актеры. За одну минуту (а в брэйне и раньше) эта слаженная группа должна снять видеоклип на тему: "Правильный ответ на заданый вопрос". Для этого каждый должен делать свою работу, причем, желательно, делать ее хорошо. Конечно, каждый хочет выглядеть красиво, быть на виду у всех, но каждый игрок должен сделать для себя выбор: он хочет быть звездой в команде, или играть в команде-звезде. Конечно, в команде-звезде есть свои звезды, но в данном случае (я говорю о нашей команде) у нас есть четкий договор: каждый делает свою работу (ту, которую он делает лучше других). Дополнение 1997 г.: Главное - не забывать, что такой договор есть, и не подумать всерьез, что одна, какая-нибудь профессия, может сделать все сама.
Четкие формулировки Бориса Бурды не позволяют ведущим придираться к ответу. Он спикер команды, большая часть ответов (итог работы всей команды) его. Кроме того, это еще мини - спектакль, сыгранный талантливым актером. Медленная речь и поглаживание бороды Вассерманом и "красивая женщина с железной логикой" Ирины Морозовской позволяют команде прикрыть =99% ответов. Виктор Мороховский чаще всего говорит слова: "Отвечает..." и далее идет фамилия. Я и Татьяна Богатырева отвечаем в случаях, когда совсем "аут", знаем только мы и кнопка брэйна уже нажата. Главное - результат, а славой мы всегда сочтемся. Дополнение 1997 г.: Если. Выбор, который каждый игрок должен сделать для себя, должен быть осознанным. Ведь придется личное самолюбие спрятать в задний карман, выслушивать от зрителей вопросы типа: "А что делают в команде эти... ну... кроме Бурды?" И молча делать дело. Дополнение 1997 г.: С ним, или без него.
Разработка данного принципа для команд принадлежит Ирине Морозовской и основана на концепциях Эрика Берна. Кратенько сущность. Существуют 3 типа людей: победитель, непобедитель и неудачник. Победитель доверчив, великодушен, соблюдает договоры, непобедитель делает это не всегда, а неудачник этого не делает.
Ирина считает (и мы и практика с ней согласны), что победитель получает 1 очко, непобедитель - 0 очков, а неудачник - -1 очко, причем очки капитана умножаются на 3. Сумма очков игроков и есть критерий победительности команды. Он теоретически колеблется от -8 до +8, но практически речь идет об интервале от +2 до +8 (хотя честно говоря +8 -это тоже теория, такие нам не попадались, даже у нашей команды он +7). Первый капитан нашей команды, Эдуард Злотников, набирал команду с осознанной целью победить в первом телефонном чемпионате МАК, и интуитивно выбрал из списка клуба (=30 фамилий) не только по профессиональному принципу (этот принцип у нас был уже известен), но и по принципу победителя.
Хочешь быть победителем - будь им! Победитель действует так неосознанно, но если любой другой будет вести себя как победитель, результаты будут такими же. Hебрежение же данным принципом всегда наказывается.
Кроме того, что было сказано выше, есть еще наука соционика, которая расскажет о психологической направленности человека и совместимости разных типов людей, методы психологических тренировок, тесты и многое другое. Hе будьте слепыми, стройте осознанно свои команды, разбирайте свои ошибки, и может быть, эти принципы Вам помогут
Back to ChGK in Israel
(с) Роман Морозовский,
1995, 1997
(с) HTML-версия: Alex Pokras, 1999