=== Lider i zakony neformal'nyh grupp, by R. Morozovsky ===
Вместо эпиграфа: Всё это не более чем повод для
оживлённой дискуссии с приведением
многочисленных примеров правильности всего
нижеизложенного. Автор |
1.1. "В начале было слово..." Хотя на самом деле в начале было дело, у каждого из нас свое, но обязательно связаное с неформальными движениями, клубами песни, самодеятельными театрами, спортивными командами, туристсткими группами и прочими объединениями людей, собраными по принципу: "В любой момент любой человек или группа людей может покинуть это сборище и ему (или им) ничего за это не будет, (ну кроме моральных издержек), а прийти сюда и быть здесь может каждый, кого все ранее собравшиеся сюда пустят". Постепенно некоторые из нас стали замечать, что жизнь неформальных объединений подчиняется определенным законам. Эти законы начали изучаться нами приблизительно с середины 70х, после того, как, посчитав свои синяки и шишки, мы решили, что слишком часто даже для своей неуклюжести наступаем на грабли и должен быть некоторый, достаточно объективный "закон грабель", согласно которому места и болючесть синяков каким-то образом зависят от наших телодвижений. Достаточно быстро мы определили свое место: стык социологии, психологии и этологии (если бы вы знали, сколько в человеке зверя...) - социальная психология малых неформальных групп. Статистического материала было достаточно: все эти структуры ( КСП, туристы, коммунары и т.п.) весьма плотно контактировали между собой, и часто состояли из одних и тех же людей. На основе этого материала в середине 80х была выпущена книжка "Технология группы".
Вдохновленные этим Евангелием от нас (в первой его редакции) мы (кстати мы - это прежде всего М. Кордонский и В. Ланцберг, а потом - большая группа руководителей различного рода неформальных объединений, на собственной шкуре испытавших все выше и нижесказаное) гордо понесли благую весть по городам и весям, и тут же были засыпаны горой дополнений, частных версий и кучей мнений, от "научите как жить" до "не учите меня жить". Пришлось сесть и переработать Писание в удобоваримую форму, а так же попытаться экспериментально проверить теорию. Проверка завершилась успешно и результаты ее были опубликованы в Евангелии N2, а тут подоспела перестройка и появилась новая область применения, поскольку в маленьких фирмах, ООО и прочих АОЗТ невзирая на их принадлежность к формальным структурам, законы функционирования оказались неформальными.
Получается, что эти заметки - почти сплошь о конфликтах. Но увы, наши научные познания в этой области, а зачастую и внутренняя культура (да чего там скромничать, сама наша ментальность) таковы, что состояние конфликта для нас настолько естественно, что мы не всегда и замечаем, чувствуем его. В результате же к.п.д. многих наших неформальных детищ устремляется к нулю. В то же время, опыт лучших лидеров, осмысленный авторами нашего Евангелия, а теперь уже и их личный опыт показывает, что не так тут все безнадежно. Конечно, формируя и ведя группу, приходится нередко наступать на горло собственной песне (например, когда очень хочется, но нельзя принять в группу хорошего, но "неподходящего" человека, да что там, порой и - страшно подумать! - выгонять случается; когда очень хочется принять одно решение, а следует - другое, и вообще много чего хочется принять, да нельзя), но авторы считают, что гораздо хуже наступать на пресловутые грабли: хуже и для большинства людей, и для дела. За все хорошее приходится платить, и в какой-то степени эти заметки могут служить прейскурантом - что почем, и чем приходится платить за то, что существуют объективные законы жизни малой неформальной (или слегка формализованной) группы, и нарушение их чревато, а знание - весьма помогает в понимании того, что происходит внутри группы и какие меры в данном случае надо (или не надо) принимать. Практически никто не оспаривает тот факт, что неформальная группа эффективнее в работе. И приятнее, комфортнее психологически. Кстати, потому и эффективнее. Правда, управлять ею неизмеримо сложнее, чем формальной, ибо приказ, распоряжение не всегда "проходят"; основными инструментами руководства являются уговор, совместное планирование, метод убеждения. Так что создание таких групп остается уделом энтузиастов. И слава богу!
Но вот какая беда: то и дело с подобными группами происходят всякие неприятности, недоступные командно-административному уму. Вдруг, как черти из табакерок, выскакивают неожиданные, нелепые конфликты, казалось бы, на пустом месте. Люди, знавшие друг друга годами, перестают друг друга же и понимать. Отношения разваливаются, и т.д. И даже если конфликтов вроде бы и нет, проходит год-другой-третий-и что-то становится не то, начинает идти не так... Кстати, и психологи-ортодоксы, уверенные в том, что для создания неформальной группы достаточно обычной совместимости характеров, способны зайти в тупик: конфликтуют совместимые!
Так вот, не пустое оно, то место, где зарождаются специфические эти неурядицы. Как раз о том, что там находится, - эта статья. О том, что желательно учитывать, создавая неформальную группу (если, конечно, это тот случай, когда она должна быть создана, а не возникает спонтанно). О том, что такая группа не вечна в своем существовании, и сколько она, скорее всего, проживет, и что делать, когда срок этот будет подходить к концу. О том, как отслеживать состояние группы. О том, как еще эффективней работать с группой, которая вроде бы жива, здорова и достаточно эффективна сама по себе.
Авторы наших Евангелий и их последователи давно теоретически, а главное - практически, развивают этот раздел социопсихологии и готовы помочь разобраться в ситуации тем, кто их об этом попросит (кстати одно из правил науки, которую мы назвали СОЦИОТЕХНИКА - не соваться со своими советами туда, куда не просят). Для тех же, кто попросит, есть курс лекций - введение в психологию малых неформальных объединений и методы обследования групп ( кстати - по большей части это стандартные методы социометрии), есть класс задач, (может быть есть и другие классы но мы пока о них не знаем), которые неформальные группы решают лучше и эффективней, для чего их и надо использовать.
Кстати, (или некстати, но об этом надо упомянуть) нельзя сказать чтобы законы социотехники выполнялись на 100% наглядно, так сказать E=MC2, они, как и все законы психологии, очень сложны, с массой привходящих обстоятельств, но тем не менее они выполняются в большинстве случаев с поразительной точностью, а в тех случаях, когда кажется, что они не работают, при более тщательном рассмотрении находятся следы тех самых привходящих
Здесь будут рассмотрены три раздела:
Этология говорит, что группы приматов соорганизуются в сообщества по принципам либо автократии либо геронтократии, других форм правления природа для нас не предусмотрела. Наблюдать, как это происходит среди людей в природе, лучше всего на примере уличных мальчишек и дворовых команд. Это совершенно замечательная по чистоте (с точки зрения этологии) картина лидера, окружающих его "шестерок", лидеров второго ранга и остальной массы - лидеров третьего ранга, самок и мелюзги, их нравов, привычек и поведения. Поскольку большинство из нас через это в детстве прошло, то эта картина почти всем известна. Особого внимания заслуживают редкие (среди взрослых встречаются чаще) островки демократии - не входящие никуда, отдельно стоящие обладатели чувства собственного достоинства, сопряженного чаще всего с каким нибудь редким умением: раньше это были музыканты и эрудиты, слесари и автомеханики, потом радиотелемастера, теперь это еще и компьютерщики. Они сами по себе, они не объединяются в стаи, но уважительно относятся друг к другу.
Среди взрослых картина более смазана, так как кроме морали сюда вносят свои коррективы образование и интеллект, а таkже закон (взрослые более склонны принимать его во внимание), но лидер, его окружение, "актив", "аура" и прочие специфические СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ категории просматриваются. Кстати о категориях и терминах, самое время некоторые из них привести.
Основным понятием здесь является "НЕФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА".
Например, бригада рабочих на заводе - формальная группа, потому что причиной ее существования является существование завода, и деятельность этой группы определяется менеджером. Конечно, в такой группе есть неформальные, межличностные отношения, но они играют второстепенную роль. Даже если группа людей не нанята менеджером, а добровольно обьединилась, став, например, совладельцами небольшой фирмы, то они подчиняются зарегистрированному вовне Уставу, и свои разногласия по деятельности фирмы могут разрешить в суде. Здесь Устав и государство является теми ВНЕШНИМИ СИЛАМИ, что регулируют отношения в группе. Кстати, в этой фирме, невзирая на ее теперешнюю формальность, отношения строятся на неформальной основе, поэтому разбирать ее беды мы будем в главе "Формализованные группы".
Уличная компания подростков - неформальная группа. Суд может вмешаться только если кто-то из них совершит преступление по отношению к другому, но в их повседневных делах нет той ВНЕШНЕЙ силы, что регулирует их отношения. Важнейшим признаком неформальной группы является возможность СВОБОДНОГО ВЫХОДА из нее без какого-либо ущерба: ухудшения материального положения, потери капитала или дивидендов и т.п. Если эта группа подростков попадет под влияние мафии, ее деятельностью станет руководить "крестный отец", ее члены вынуждены будут подчиняться принятым в преступной среде законам и за выход из группы будут грозить расправой, то эта группа станет ФОРМАЛЬНОЙ, ибо появятся внешние силы, определяющие ее существование.
Группа удовлетворяет базовые потребности ее членов:
Одно из важнейших понятий в социотехнике - понятие о базовом значении числа "7", не в его мистическом смысле, а в самом что ни на есть материальном (если это можно сказать о понятии в психологии). Это - количество одновременных контролируемых контактов. Психологи считают их количество равным 7+-2. Если вспомнить спонтанно возникающие группки на каких-нибудь встречах, концертах и т.п., то слишком большие группы >10 чел. не собираются, а если случайно соберется больше, то она немедленно распадется, либо от нее отойдет несколько человек. Таким образом группа, занятая каким-нибудь делом, и набравшая в процессе работы более 7+-2 (это разумеется не точное число, это зависит от лидера, группы, методов работы, и т.п. но не очень отличается от 7) начинает выстраивать иерархическую структуру, которая о обобщенном виде выглядит так:
В зависимости от числа участников и культивируемых лидерами методов управления группы (или клуба) разрабатываются системы секторов, отделов, отрядов и прочих управленческих структур и ритуалов, призванных упорядочить взаимоотношения и не допустить крутых неприятностей при разборках.
Опытным путём, проанализировав достаточно много встретившихся нам на пути неформальных объединений, по направленности мы разделили клубы на несколько категорий: функционерский клуб, учебная группа, клуб общения, творческий, "воспитательный коллектив". Получилась такая табличка:
Тип группы | Ценностно-личностные ориентации | Главная задача |
---|---|---|
Клуб общения | Общительность, личное обаяние | Удовлетворяет потребности своих членов в общении |
Учебная группа | Способности к обучению, прилежание | Удовлетворяет потребности своих членов в знаниях и навыках |
Клуб любителей | Интеллект, эрудиция | Удовлетворяет потребности своих членов в потреблении произведений искусства и культуры |
Творческий клуб | Талант | Удовлетворяет потребности своих членов в творчестве |
Группа действия | Успех | Удовлетворяет потребности других людей - не членов группы |
Реактивная группа | Совместимость с другими членами группы | Удовлетворяет все потребности своих членов, путём создания собственного микросоциума |
Группы развиваются, и в процессе развития проходят разные стадии, поэтому о типе группы можно говорить лишь в какой-то момент времени.
Различают три основных типа взаимоотношений, три стиля руководства группой:
Весьма возможно встретить смешение стилей, особенно в многоуровневой структуре, где каждый руководитель подразделения пользуется тем стилем, который ему удобен.
Есть еще одна метка в классификации групп, в зависимости от направления активности группы:
Кое-что о геронтологии. Клубы рождаются, живут и умирают и эти стадии существования приблизительно можно зафиксировать. Мы разработали свою шкалу жизни групп:
Начало. Группы еще нет, ее будущие члены еще не знакомы между собой. Можно сказать, что группа пока состоит из одного человека - лидера.
Организация. Лидер предпринимает шаги по созданию группы, например, публикует рекламу. В результате этого его авторитет у будущих членов группы возрастает до того, что они приходят в центр объединения группы и знакомятся с лидером и со своими будущими друзьями.
Становление. В процессе деятельности группа приобретает знания, навыки и способность к взаимодействию. Это самый длительный и плодотворный этап деятельности группы. Для Int-групп в этом этапе заключено основное содержание деятельности группы, например, дети обучаются ремеслу, душевнобольные проходят курс лечения психотерапией. Авторитет лидера постоянно растет и, даже если в группе практикуются демократические процедуры, принимаются всегда те решения, которые предлагает лидер.
Сотрудничество. Лидер исчерпал свои возможности в обучении членов группы, она достигла максимального для нее уровня групповой сплоченности. Этап становления начинается, когда группа впервые принимает решение, не совпадающее с тем, что предложил лидер. В дальнейшем такие случаи становятся обычными и никого не удивляют. В Int-группах этап становления служит закреплению полученных знаний, в Ext-группах это расцвет, период самой активной деятельности, то, что члены группы станут потом называть "лучшие времена".
Бунт. Новые лидеры, выросшие в группе, свергают старого лидера или группа раскалывается на несколько групп по числу новых лидеров. Это один из способов РАЗМНОЖЕНИЯ неформальных групп, опытный Руководитель умело им пользуется. Этот этап очень легко заметить: он характеризуется межличностными и межгрупповыми конфликтами. Авторитет лидера становится отрицательным. Вся энергия членов группы уходит на конфликт, поэтому деятельность группы на какое-то время прекращается или становится деструктивной.
Регенерация. Строго говоря, той группы, рассказ про которую мы начали, уже нет. В центре объединения под старым названием существует уже другая группа, ибо в результате конфликтов из старой группы ушли самые активные люди. Если первоначальный лидер остался в центре объединения, то верные ему люди постепенно сплачиваются вокруг него. Если лидера при бунте изгнали, то оставшиеся члены группы сплачиваются вокруг нового лидера. В любом случае эффективность деятельности группы повышается, но никогда уже не достигнет того уровня, что был в этапе сотрудничества.
Увядание. Группа может существовать очень долго, но эффективность ее деятельности намного, иногда в десятки раз меньше, чем у формальной группы, выполняющей ту же задачу.
Существуют специальные меры по спасению групп: психологическое омолаживание (передача ведущих функций, смена состава, постановка новых задач, наличие внешнего врага), но в данном случае, задерживаться на них не считаю нужным, это тема отдельного семинара с подробным разбором и анализом конкретных ситуаций.
определенное опытным путем ВРЕМЯ ЖИЗНИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ГРУППЫ - 3,5 - 4 года, а продуктивной работы и того меньше и это обязан учитывать каждый, кто с такими группами работает. |
Вместо эпиграфа: Дружба, основанная на бизнесе,
гораздо лучше бизнеса, основанного на дружбе. (кто-то из Рокфеллеров) |
Приступая к рассказу о нашем понимании процессов, происходящих во всякого рода фирмах, не могу отделаться от попыток процитировать отрывок из Уголовного кодекса: "Незнание закона не освобождает от ответственности". Печаль этого утверждения в том, что расхлебывать эту кашу все равно приходится и, к сожалению, не только тем, кто ее заваривал. Жизнь, особенно наша, в которой от старой системы хозяйственных связей мало что осталось и на старых местах (тем более на госпредприятиях) ни работы ни денег давно нет, заставила многих из нас проявлять чудеса предприимчивости в борьбе за кусок хлеба (желательно с маслом) и я не скажу, что все, но многие обнаружили, что с задачей справляются, а некоторым это очень понравилось и даже стало их образом жизни.
Но по прошествию некоторого времени, встречаясь с нашими друзьями с головой ушедшими в бизнес, выявили мы совершенно малый словарный запас, которым наши друзья говорили о наших же друзьях, с которыми они когда-то бодро и хорошо начинали совместное дело: "...он так меня подставил...", "...и обнаружилось, что мы совсем разные люди...", "...мы столько лет дружили и оказалось...", причем о подлости речь не шла, с подлецами так долго не дружат и к их моральным качествам претензий нет, и о некомпетентности речь не шла, начинали все с приблизительно одинакового уровня и вместе учились делать дело. Речь идет о коренных расхождениях в деловой идеологии, взглядах на методы работы и мелких трениях, которые накапливаясь, портят жизнь и вызывают резкую неприязнь к бывшим друзьям. "Хочешь потерять друга - прими его на работу" - грустно шутят они, а мы в ответ грустно улыбаемся. Ба! Знакомые все лица! Мы это уже проходили, и достаточно давно. Разумеется под другим соусом, с другим гарниром, но блюдо то же самое. Ведь в этой, вроде бы формальной структуре жизнь идет по неформальным законам и встречается с неформальными же конфликтами.
Фирму (МП, ООО, АОЗТ) обычно создает от 1 до 4-5 человек, группирующихся вокруг лидера. Это костяк. Чаще всего они друг друга хорошо знают. Затем каждый из них привлекает своих знакомых. Этих уже знают меньше, притом они чаще контактируют не со всем костяком, а с кем-нибудь одним из них, но если кто-нибудь из этой группы (так называемая "аура") благодаря уму, знаниям и т.п. выдвигается в костяк, то его туда принимают, либо (если количество контактов больше допустимого для лидера) в костяке происходит замена.
Фирма рассчитана на работу с партнерами в других городах или с покупателями, т.е. на внешнее окружение (аудиторию, "External"), но одновременно работает (неосознанно или осознанно) на создание и каких-то внутрифирменных ценностей. Существуют и другие группы, рассчитанные на внутреннее потребление (учебные группы, клубы любителей чего-либо и т.д.), но не о них здесь речь, поскольку фирма, рассчитанная на внутреннее потребление, лопается раньше, чем начинаются процессы, описанные ранее.
Все сказанное здесь не является истиной в последней инстанции, но накопленный статистический материал подтверждает то, что законы, изученные нами в чисто неформальных группах, действуют и здесь с маленькими поправками на то, что условия фирмы накладывают отпечаток на происходящее. Например, фирме часто приходится иметь дело с непорядочными людьми, с государственными структурами, рэкетом и пр., т.е. с тем, с чем неформальная группа если не захочет, то дел иметь не будет. Работник фирмы связан зарплатой, контрактом или другими (материальными) связями, не позволяющими быстро и безболезненно покидать фирму, но увеличивающееся количество возможностей нахождения работы приближает условия работы в фирме к истинно неформальным, что и позволяет нам прогнозировать дальнейшее.
Разыгрываем мысленное действо под названием: "Пришел новичок в фирму". Ситуация до боли напоминает действо под названием: "Пришел новичок в клуб", с небольшими вариациями на тему: "Сюда, конечно, хочется, но еще и деньги надо".
Представим себе, что в фирму пришел новичок. Разговоры на непонятные темы, цифры, которые градом сыплются, телефонные переговоры. И все вертится вокруг лидера. Только много позже новичок начинает понимать, что крутит лидер большим капиталом резко и классно. Огромную роль в становлении авторитета лидера играют и его прогнозы в области основ деятельности фирмы: вследствие его компетентности они, как правило, сбываются. Новичок понимает, что до лидера ему очень далеко, и со всем пылом неофита бросается в работу-учебу, стремясь сократить разрыв в некомпетентности. Сотрудничество разворачивается в полную силу, когда разница в уровнях лидера и бывшего новичка составляет уже не несколько порядков, а один-два. Цифровые сравнения здесь затруднены или вовсе невозможны, но есть один признак, присущий данному этапу взаимоотношений. Можно считать, что сотрудничество начинается, когда (так же как и в клубе) фирма впервые принимает и реализует предложение бывшего новичка, отличающееся от предложения лидера. Такая ситуация становится привычной вследствие роста компетентности новичка. К концу этапа для большинства наиболее активных членов группы лидер практически исчерпывает свои лидерские возможности. Ведь в процессе деятельности каждый член группы, так или иначе, судит о лидере, его личности, словах, поступках. Причем, по мере своего развития, все менее закомплексованно, все более строго и компетентно. А лидер растет медленнее, так как, являясь лицом фирмы, больше занят внешними контактами.
Более того, развивая в человеке активность познания, чувство хозяина, самостоятельность мышления, лидер сам толкает его на критическое осмысление всего происходящего. Рост этого нового ощущения-внутренней свободы критики - способен привести человека в состояние критического запала, когда чувство меры и реальности в значительной степени ослаблено. Правота критикующего в этом случае совершенно не имеет значения - важен сам акт, процесс критики.
Совершенно не удивительно, что в один прекрасный день бывшего новичка может посетить озарение, и он придет к следующим выводам:
Авторитет лидера в этом случае падает и достигает солидной отрицательной величины, так как чашу весов дополнительно оттягивают его реальные ошибки и недостатки, присущие любому живому человеку. Кроме того, подобные прозрения зачастую нисходят почти одновременно на нескольких "дозревших" членов группы, так что сама идея, двигавшая фирмой, теперь может восприниматься негативно.
Цепная реакция, вспыхивающая в таких случаях, выливается в "бунт стариков", которые сами для многих уже являются авторитетами. Этот бунт, хотя и исполненный смысла, но все равно беспощадный, вполне способен угробить фирму, во всех прочих отношениях вполне благополучную, что чаще всего и происходит. Развиваясь по тому или иному сценарию, он может привести либо к расколу группы, либо к уходу бунтарей, либо к смене лидера.
Так или иначе, той группы, что была до катаклизма, строго говоря, уже нет: под старой вывеской жизнью фирмы заправляют новые люди, во всяком случае, не все те, что прежде определяли ее ценности, планы, стиль. По существу, это уже во многом другая группа. Вокруг старого ли, или, если он свергнут, вокруг нового лидера - компания постепенно сплачивается, продуктивность ее деятельности несколько возрастает, но вряд ли уже способна достигнуть прежних высот: самые активные, самостоятельные кадры ушли, новые еще не выросли.
Речь здесь уже не о лидере, а о бунтаре, который после "событий" не остался в фирме, а ушел, и начинает жить своей жизнью. Причем, как минимум, с представлением, чего и как ему бы не хотелось делать. Приобретенной же квалификации вполне хватает для того, чтобы попробовать повести (или создать) фирму самому. Восстановлению добрых отношений с бывшим лидером способствует также отрезвление от бунта. Как правило, и жизнь показывает, что период ученичества дал много хорошего. Стабилизация положительной величины авторитета бывшего лидера происходит через 2-5 лет после бунта.
Не правда ли очень похожая на жизнь клуба картинка, правда с учетом того, что в формализованных структурах в сравнении с неформальными год идет за два, жизнь проживается быстрее, а конфликты гораздо резче и жестче. В московском компьютерном мире уже четко знают (компьютерный бизнес исключительно мобилен), что если в фирме есть 3 лидера, то max. через год либо фирма делится, либо кто-нибудь уходит. Об этом даже была статья в одном из компьютерных журналов за 1995год, к сожалению не помню в каком, то ли в "ComputerWorld", то ли в "Soft market".
Возникает сакраментальный вопрос, у тех, кто ничего не хочет - "Кто виноват?", у тех, кто хочет что-то сделать - "Что делать?". Об этом - в другой главе, которую мы назвали "Принципы построения команд". А сейчас - о неформальных структурах внутри формальных.
Стремление людей к объединению в группы неистребимо. Это генетически заложено в них, как наиболее способствующее выживанию вида. Но природа не заботится о существовании отдельного человека, а тем более о его комфортном существовании, об этом человек по мере сил и возможностей заботится сам. К сожалению, не многие умеют делать это цивилизовано, поэтому большинство из того, что мы видим в области современного существования неформальных структур разработано Матерью-природой в те времена, когда у наших предков, возможно еще росли хвосты. Основатель этологии Конрад Лоренц удивлялся тому, насколько похожи обычаи стаи обезьян и шайки преступников, но эти работы не были известны гражданам СССР, аллюзий боялись власть предержащие, уж очень было похоже...
Из Конрада Лоренца, Яна Линдблада и других зарубежных этологов мы читали лишь о собаках, птицах и первобытных людях в их взаимоотношениях с окружающей средой. О наших ( здесь я имею ввиду советских) экспериментах с обезьянами в Сухуми предпочитали не распространяться. Поэтому очень до многого мы доходили сами и во все статьи, напечатанные в прессе о неформальных структурах, вносили свои коррективы. Например в книге Ф.Бородкина и Н.Коряк "Внимание - конфликт" о неформальных иерархических структурах в бригаде, численностью более чем 6-8 человек, пишется как о счастливых находках отдельных руководителей. Они не принимали во внимание тот факт, что эти структуры были более видны, потому, что в данном случае (имеется ввиду разбор конкретного случая в бригаде) их цели совпадали с целями бригады, а ведь чаще всего эти цели не совпадают. С нашей точки зрения, неформальная группа призвана обеспечивать психологический комфорт и поддерживать некие групповые ценности, определяющие социально-психологический тип группы, ее чисто психологические особенности (в частности, специфику суждений и поступков ее членов). В недавно изданой книге В.Дольника "Непослушное дитя биосферы" подробно разобран тип неформальной организации, возникающей, когда дело пускают на самотек.
Отступление N1. Вообще, для занимающегося неформальными структурами очень полезно заглядывать в учебники и популярные статьи по этологии. Те, кто занимается имеджмейкерством, давно взяли на вооружение подсознательные программы, тянущиеся за нами со времен прагоминид.
Структура стада обезьян либо автократична, либо геронтократична, но иерархия строится по одному и тому же принципу: вожаки, (либо группа вожаков совместно достигших вершины и поделивших сферы власти), "шестерки" возле них, потому, что во-первых - информация нужна, а "шестерки" наушничают, во вторых - эти не свергнут, статус не позволит, в третьих - лидеры первого ранга получаются чуть в отдалении. В походе вожаки идут в центре, лидеры первого ранга впереди, чтобы вожаки их видели, а лидеры второго ранга - сзади, ведь для того, чтобы свергнуть вожаков, они должны сначала справиться с лидерами первого ранга, да и силы победить вожаков у лидеров второго ранга не хватит, даже если сзади напасть. Молодняк группами по 2-3 слева и справа рыскают в отдалении. Тот, кто читал "Боевой устав пехоты" понимает - это подразделение на марше. И кто у кого схему стащил, тоже понятно.
Достигнув определенного возраста и положения вожак начинает учить молодежь выкапывать корешки и переворачивать камни в поисках насекомых. В подсознании прочно закрепляется образ патриарха среди детей: "тот, кто старый среди детей - самый мудрый, самый умный, наш вождь". А теперь вспомните, пожалуйста, пионеров с цветами на съездах партии или на трибунах Мавзолея.
Кстати о схемах правления. Среди стада обезьян время от времени возникают разборки. Обычно они касаются лидеров первого ранга, у них чего-нибудь отбирается, чаще всего несущественное, но сопровождающееся травлей "шестерками" и лидерами низших рангов. Это инспирированное вожаками превентивное воздействие, после чего лидер первого ранга долго приходит в себя и не помышляет о захвате власти. Мы-то думали, что строим самое прогрессивное общество, а получилось стандартная структура стада обезьян с КГБ в качестве аппарата недопущения смены властвующих. Кстати, лидеры первого ранга такие же штуки проделывают с нижестоящими, и так далее до самого конца иерархии, когда самые нижестоящие вымещают злобу на неживой природе, кидаясь чем попало и плюясь. Если вспомнить загаженные подъезды, разбитые телефоны и изрезанные сиденья в транспорте, то можно понять куда уходит злоба наиболее бесправных членов нашего общества. Но не надо им сочувствовать, прочитав воспоминания очевидцев о революции 1917 года и гражданской войне, а так же о коллективизации можно понять на что способна кухарка, управляя государством. Еще один очень интересный вопрос - что такое "Закрома Родины". Это такое интересное место, куда складывают всякие вещи и продукты и откуда мы должны были их потом получать, но почему-то никогда не получали. Никто не знает, где они конкретно находились и как там был организован учет, но судя по результатам, гноилось и пропадало очень многое. Как это могло происходить в государстве, объявившим что: "Социализм - это учет." объясняет этология, потому, что это происходит регулярно в стаде приматов, и происходило не однажды среди людей.
Обезьяны не умеют хранить, поэтому все, что найдено, тут же суется в рот или, если это несъедобное тут же выбрасывается. Попытки что-нибудь сохранить сурово пресекаются не потому, что это не в принципах обезьян, а потому, что одним из способов утверждения иерархии является отбор чего-либо у носителя низшего ранга. Съедобное не очень-то отберешь, оно очень быстро глотается, а вот несъедобное..., найденное носителем низшего ранга, достаточно быстро, путем нескольких отборов, оно оказывается у вожака, которому оно быстро наскучит, но который его никому не отдаст, а куда-нибудь спрячет. Хотя может отдать "шестерке", ведь отваливает он ей кое-что из съедобного за службу, но съедобное "шестерка" съедает, а несъедобное вожак чаще всего опять забирает. Поэтому обезьяны практически ничего несъедобного не держат, но предки человека постепенно научились понимать, что некоторый минимум вещей каждому нужно оставлять, зато все остальное отбиралось тщательно. В древние века существовали города-государства, например у инков и майя, в древнем Вавилоне. Концентрировались они вокруг храмов, где жрецы собирали урожай и вели учет, (как единственные грамотные в округе). Забиралось практически все, выдавалось же очень скудно, большинство запасов гноилось, но поскольку отбор запасов являлся символом власти, отбиралось все по прежнему. Так, что "Закрома Родины" - это еще один способ государства утвердить свою власть над людьми.
Один из способов защиты у животных - это оскал зубов. Он означает: "Я готов дать отпор". Постепенно у людей оскал превратился в улыбку, хотя и осталось некоторое ощущение, что тот, кто улыбается, как-то более самостоятелен. Поэтому в тоталитарных обществах так ненавидели улыбку, в армии и во время любых совещаний у нас любят говорить: "У нас тут серьезный вопрос, а вы тут улыбаетесь"
По-моему, я привел достаточно примеров того, что, если не отслеживать структуру и вовремя не вносить коррективы, то самоорганизация проходит по привычной схеме обезьяньего стада, с поправками на интеллект и существующую в обществе мораль. (см. начало главы "Чисто неформальные структуры"). Надо учитывать и то, что это происходит в рамках формальной структуры, т.е. внутри ее, и кроме функции создания комфортных условий для членов группы неформальная структура призвана еще и компенсировать неповоротливость формальной в части решения нестандартных вопросов и непредвиденных ситуаций. А какие замечательные возможности для конфликтов возникают тогда, когда неформальный лидер и начальник - это разные люди, а чаще всего так и бывает... Хотя хороший начальник всегда знает, кто у него неформальные лидеры и, прежде чем дать задание бригаде или отделу, непременно посоветуется с лидерами (и вообще старается с ними отношения не портить).
Вот и дошли до сакраментального вопроса: "Что делать?". Строить свою организацию по закону существования неформальных групп. Нет, сначала решить, нужна ли Вам неформальная структура. Ведь ей присущи крупные недостатки: короткое время жизни, невозможность директивного руководства, невозможность смены парадигмы в процессе работы. Но есть класс задач, которые неформальная группа может решать с минимальной себестоимостью и высокой эффективностью в относительно короткий (до 4-х лет) период. Их целесообразно создавать или поощрять для решения определенного класса общественных задач, в частности, для испытания новых идей и создания прецедентов новых видов деятельности, для осуществления краткосрочных социальных программ и других задач, которые по своей природе имеют прецедентный или дискретный характер.
Но для этого надо научиться строить группу. Вот несколько правил построения команд:
Создавая новую неформальную группу следует четко представлять себе все ее координаты и целеустремленно их строить. Для этого необходимо тщательно объяснять каждому человеку, в чем его приглашают участвовать, применять для этих пояснений эффективные обучающие методы. По странной традиции все пpоблемы нефоpмальных объединений по интеpесам рассматриваются в плоскости, обpазованной такими двумя взаимно пеpпендикуляpными осями:
Но если ограничиться только этой плоскостью, становится непонятным (вот они, те самые вопросы), почему клуб, у которого все видимые проблемы решены, вдруг взрывается, или тихо разваливается, или бесконечно конфликтует внутри себя, или просто вырождается в бездействии. И, наоборот, странно, почему в атмосфере запретов, в ситуации безденежья существовали (а порой и сейчас существуют) десятки групп, притягивающих к себе людей здоровым внутренним климатом, результатами своей работы.
Все это проясняется, если от плоскости перейти к объему, образованному этой самой плоскостью и еще одной, "социально-психологической" осью. На практике по этой оси располагаются и чисто психологические вопросы, и философские (в частности, вопросы идеологии и морали, ибо в широком русле современной общественной морали умещается целый ряд более узких "течений", которые диалектически дополняют друг друга, но могут и конфликтовать между собой). На той же оси оказывается и смежная с ними педагогика, ибо выполнение социопсихологических рекомендаций зачастую реализуется в форме тех или иных педагогических приемов.
Типичные вопросы "социопсихологической" оси: какой хочется видеть группу прежде всего - душевной, или деловой, или интеллектуальной; каких людей принимать в нее, а каких нет; в каком стиле вести руководство; какова должна быть ее структура; какие приемы использовать для регулирования взаимоотношений в группе; как строить ее внешнюю политику.
Литература по данным вопросам либо сложна и скучна, либо дефицитна, либо полностью отсутствует. Кроме того, в силу общей нашей отсталости в необозримом ряде моментов, а также стихийности самих групп и недооценки серьезности неформальной группы как социального субъекта, лидеры их зачастую не задумываются даже о существовании этой оси, считая ее вопросы житейскими, а себя самих - вполне опытными для обеспечения гарантии успеха. Тем более, что достаточно слегка углубиться в теорию, чтобы, как та сороконожка из притчи, потерять дар передвижения, пытаясь сознательно управлять этим процессом.
Один из самых впечатляющих примеров представления о "социально-психологической" оси приведен в книге "Технология группы":
Например, некто во время ралли поравнялся с машиной соперника, у которой лопнула шина. Отметил про себя этот факт как положительный и, не останавливаясь, проехал мимо. "А как же иначе? Спорт есть спорт!" Другой в той же ситуации притормозил и отдал конкуренту свою "запаску". "А как же иначе? Человек человеку..." Мы видим, что одна и та же ситуация может иметь различные варианты решений. Психологи говорят о ней - ситуация личностного выбора. Но для каждого из гонщиков субъективно она таковой не является, так как воспитан он в своей конкретной системе ценностей и к иным может быть вовсе невосприимчив.
Проанализируем данную ситуацию выбора. Первый гонщик выбрал функциональную задачу (спортивный результат) и пренебрег нравственной (не оказал помощь). Второй - наоборот. Можно отчетливо увидеть, какая задача для кого из них оказалась главной, а какая - второстепенной . Выполнить их параллельно было невозможно. Проследив за обоими гонщиками в течение всего соревнования и отметив поведение каждого в целом ряде выборных ситуаций, мы, скорее всего, увидим, что не всегда решения их отличались предельной принципиальностью и последовательностью. Но не менее вероятно, что некую систему в поведении каждого обнаружить удастся. Для этого исследование должно носить хоть в какой-то мере статистический характер - когда может быть рассмотрено достаточно много случаев. Вот тогда-то действительно появляются основания для выводов о главной задаче и главной системе ценностей того или иного участника гонки.
Другой пример. Вряд ли сильная спортивная команда или полупрофессиональная рок-группа (и нормальная фирма, как организация, ориентированая на результат), будут держать в своем составе пусть даже очень хорошего человека, но слабого в функциональном плане.
Кстати, это очень интересно, но уровень нравственных критериев в среднем по каждой фирме приблизительно одинаков (хотя в каждой фирме свой). Если же в фирме появляются равноправные лидеры с различными, плохо совместимыми установками, тогда фирма делится на микрогруппы - каждая со своим лидером во главе и со своими (то есть, лидера) видами на эксплуатацию интереса в фирме (наше направление самое главное и перспективное). В такой фирме, как правило, начинается дележка: каждая группа претендует на помещение, ресурсы, "сливки" кадров, потому, что "иначе быть не может", так как именно ее задача самая "правильная", самая важная. А поскольку системы ценностей и, стало быть, моральные нормы этих групп достаточно фундаментальны, трудноизменимы, азарт разразившейся войны переходит в ожесточение, характерное для крестовых походов.
Таков худший (и, увы, весьма распространенный) вариант клубной (и внутрифирменой) жизни. Лучшим же, видимо, остается считать тот, когда клуб создан лидером, четко знающим, чего он хочет. В такой клуб сможет войти не каждый, но определенность этого "да" или "нет" - само по себе благо, как вообще любая определенность. Тот же, кто оказался приемлемым для данного клуба, скорее всего, и сам в нем не разочаруется, так как реализует свои возможности не только в сфере желанного интереса, но и в "родном" ценностном пространстве, в теплой атмосфере сообщества, все члены которого говорят на одном языке. Такие цельные клубы реально существуют, но даже базируясь на общем интересе, они могут быть очень не похожими друг на друга. Все дело в разных ЦЛО.
Ценностно-личностная ориентация группы есть совокупность таких качеств ее члена, которые наиболее ценимы в данном коллективе. ЦЛО является функцией общегрупповой системы ценностей и тесно связана с главной задачей клубной группы. Дадим формулировку: Главной задачей называется та (из ряда параллельно выполняемых), которая чаще реализуется в ущерб остальным в случае, когда обстоятельства не позволяют выполнять все задачи равнозначно. Главная задача и ЦЛО вполне характеризуют ценностный (социально-психологический) тип клуба.
Разработка данного принципа для команд принадлежит Ирине Морозовской и основана на концепциях Эрика Берна. Кратенько сущность. Существуют 3 типа жизненных сценариев, отражающих самую суть жизненного пути своего владельца: Победитель, Непобедитель и Неудачник. Победитель милосерден, доверчив, великодушен, соблюдает договоры, именно за ним чаще всего итоговый успех и в сказке, и в игре, и в жизни. Непобедитель делает это не всегда или не все, а только удобное для него, и в удобное для него время то, что не шибко напрягает. В итоге он чаще всего остается "при своих". Неудачник же нарушает все правила, когда ему кажется, что это выгоднее и сократит ему путь к победам и достижениям, поможет обойти доверчивого глупыша - победителя, обожает интриги и пакости, а в итоге очень удивляется и огорчается обнаружив себя на дне ямы, которую он так трудолюбиво вырыл сопернику или созерцает его хвост (или спину) на линии финиша.
Ирина считает (и мы и практика с ней согласны), для количественной оценки эффективности команды сценарий Победитель получает 1 очко, Непобедителя - 0 очков, а Неудачника - -1 очко, причем очки лидера (руководителя) умножаются на 3. Сумма очков дает представление о победительности команды. Число это теоретически колеблется от -(n-1)-3 до +(n-1)+3 но практически речь идет об интервале положительных чисел. Хочешь быть победителем - будь им! Точнее - веди себя, как Победитель - и станешь им. С гораздо большей вероятностью, чем при любом другом образе действий. Из каких бы соображений и намерений ни исходило Победительное поведение - оно привлекает поддержку и Удачу. Небрежение же данным принципом всегда наказывается. К счастью, сценарий можно изменить, если очень захочется.
В клубах и фирмах (особенно в фирмах, где самостоятельность необходима) где происходит развитие критического мышления их членов, необходим выпуск "стариков", доросших до уровня лидера. Своевременный выпуск - своего рода искусство. Каковы требования к нему?
Какова главная психологическая трудность выпуска для руководителя?
Расставаться приходится с самым любимым, самым квалифицированным, самым необходимым в клубе человеком. Именно эти соображения приводят к оттягиванию момента прощания до тех пор, пока поезд не уходит.
Форма выпуска может быть различной - от ухода "старика" "по-английски", не прощаясь, до торжественного роспуска всего клуба. Некоторые руководители практикуют весьма своеобразный способ избавления от выпускника. Лидер вступает с ним в конфликт, в котором он, лидер, заведомо неправ. В этом случае у выпускника не возникает мысли (ибо нет причин) вернуться к учителю с покаянием. А просто прийти не позволяет гордость, чувство собственного достоинства (что, отчасти, также является продуктом клубного воспитания). Метод этот представляется хотя и действенным, но менее корректным, так как в основе его лежит несправедливость и лицемерие. Все же знание его необходимо для анализа такого рода конфликтов, которые в случае правильной оценки сразу перестают быть загадочными. Этот способ выпуска "хорош" тем, что по-своему менее "энергоемок": руководителю не надо уговаривать выпускника уйти или готовить сложное ритуальное действо. Все свершается быстро, "в рабочем порядке". Метод этот присущ, в основном, стареющему клубу, где лидер старается экономить силы на "второстепенных" (как ему представляется) вещах, чтобы сохранить их для "основной" работы.
Сами формы выпусков также бывают различны. Это либо "штучный" выпуск, либо роспуск, когда из клуба уходят большинство его активных, зрелых членов, после чего оставшиеся составляют нежизнеспособную группу. Для продолжения деятельности необходим новый набор, а это уже, как мы говорили, другие люди, другая стилистика отношений; они нуждаются в своем названии, своих традициях, атрибутах. Фактически это уже другой клуб. (Я должен добавить, что видел такое не раз, причем и в фирмах, т.к. в связи с нашим (Российским, Украинским) законодательством реорганизация фирм происходит быстро.
От чего зависит тип выпуска? В огромной степени - от системы взаимоотношений в клубной группе. Можно говорить о двух моделях - "Трамвай" и "Кино".
Первая из них соответствует клубу с авторитарной системой отношений, когда наиболее сильны связи по линиям "член клуба - руководитель", а связи "член клуба - член клуба" сравнительно слабы. В этом случае социальное развитие новичка идет по индивидуальному "графику" и, начавшись в момент его появления в клубе, достигает стадии низвержения авторитета в свой срок. Такой "старичок" нуждается в индивидуальном выпуске. Это похоже на трамвай: едут пятьдесят, двое вошло, трое вышло. Где-то будет конечная, когда сойдут все, но не скоро. (Многие бизнесмены могут вспомнить "почкование" филиалов и "выдачу замуж" в другую фирму неугодного, но настырного работника.)
Модель "Кино" соответствует коллективу с демократической системой отношений и руководства. В нем наиболее сильны связи между рядовыми членами, и социальное развитие происходит более или менее синхронно у всего ядра. Особенно наблюдается это явление в клубах, где произошел большой одновременный набор новичков. (Случай создания фирмы группой единомышленников). Начиная с какого-то времени после этого (года через полтора-два) вновь пришедшему становится трудно войти на равных в сплоченную, претерпевшую значительное социальное развитие, компанию. Она поневоле обретает черты замкнутости, но этот недостаток с лихвой компенсируется высоким уровнем выпускника самоуправляемого клуба, где многие решения принимаются всем сообществом. Речь идет о социальной квалификации развитого коллектива, когда попавший в него новичок чувствует себя неловко, не умея еще так работать, убеждать, организовывать, как умеет это любой другой, пришедший ранее. (В этом случае речь должна идти не об элитарности , когда члены группы ставят себя выше нечленов, а об элитности, то есть более высоком уровне подготовки и развития, позволяющем решать достаточно сложные и специфические задачи). Такая группа почти одновременно для всех членов ядра исчерпывает возможность клуба в деле развития личности. Наступает момент группового выпуска, то есть роспуска клуба. Сеанс кино кончается. Все, кто не спит, уходят.
Пример: Я знаком с группой ребят, которые достаточно долго занимаются интересной игрой: строят организацию, дружно работают год-полтора, а потом ее покидают и строят что-нибудь другое. Кооператив, потом МП, биржа, СП, ООО, доверительное общество, в общем все, что разрешалось, тут же было использовано. Я не спорю, налоговые льготы играли свою роль, но что интересно, новое дело начинал именно старый лидер, но каждый раз с другим костяком, чуть иным, кого-то в процессе работы теряли, оставляли в старой фирме, объединялись с другими фирмами и разъединялись, оставляя кого-то в другой фирме. Все стали хорошими профессионалами, т.е. осуществили типичное "кино".
Являясь бывшими советскими людьми, коим, как никому в мире, присуще резонерство, чтобы не нарушать традиций прошлого, скажем итоговую фразу. Владея приемами выпуска, можно успешнее решать проблему смены поколений в клубе. Кроме того, как уже было показано, вопрос выпуска может становиться вопросом жизни и смерти группы, и грамотно разбираться в нем нелишне любому уважающему себя практику.
Социально-психологическое исследование группы немыслимо без измерения ряда важнейших ее параметров. Так, бывает необходимо установить, к какому социально-психологическому (ценностно-ориентационному) типу она относится; идентифицировать ее лидеров (а они могут быть разными, в зависимости от сферы проявления личностных свойств - надежность, душевность, способности и т.п.); выяснить социальный статус того или иного ее члена; определить уровень групповой сплоченности; узнать, какие человеческие качества в данной группе наиболее ценимы - "нарисовать" ее социально-психологический портрет; наконец, представить себе, из каких микрогрупп она состоит. От уровня сплоченности зависит в принципе работоспособность группы. Во многих развитых странах творческие коллективы расформировываются, если коэффициент их групповой сплоченности опускается ниже рекомендуемого психологами уровня. Выявление лидеров позволяет более активно вести работу в группе, так как воздействие на лидеров дает максимальный эффект. Знание взаимных симпатий и антипатий помогает определять связки людей, которым можно поручать совместное выполнение тех или иных заданий. Той же цели может служить и представление о существующих в коллективе микрогруппах. Наконец, знание ценностно-ориентационного типа группы дает возможность определить, какие формы и методы работы для нее являются оптимальными и какого рода мероприятия помогут ей обрести психологический комфорт, эффективность, долголетие.
Определение социально-психологического типа группы корректнее всего осуществлять методом включенного наблюдения (мониторинга) , когда исследователь изучает группу на протяжении продолжительного времени, отмечая и классифицируя наблюдаемые в ней явления (в частности, слова и поступки ее членов, принятые решения и пр.). Статистический характер метода страхует от тех аберраций, которые практически неизбежны при любом экспресс-анализе, когда ответы на вопросу невольно корректируются сиюминутными моментами - настроением респондентов, локальными конфликтами и т.п. Мониторинг может быть дополнен анализом документов группы за тот период, в течение которого она существует (то есть, в нынешнем составе).
К сожалению, в реальной практике чаще приходится обращаться к методикам более скоропостижного характера. В основе многих из них лежит метод социометрии, позволяющий производить определение социальных статусов членов группы.
Существует еще такая наука - соционика, позволяющая лучше узнать о возможностях каждого человека и отношениях между людьми, чтобы не требовать от людей невозможного.
Я специально об измерении группы написал в общих чертах, потому, что считаю, что этими вещами должны заниматься профессионалы, здесь дилетантизм опасен, и мы в "годы оны" действуя ощупью и набивая себе шишки, расколотили немало горшков. Но то, что было можно тогда, когда мы этого не знали, а самое страшное, что могло произойти - это ссора на всю жизнь, нельзя сейчас, когда от этого зависит работа, благосостояние, а то и жизнь людей. Поэтому интересующихся я отсылаю к литературе, а желающих узнать побольше о своей фирме - к профессионалам. И пожалуйста, не думайте, что после того, как Вам расскажут о том, каковы параметры Вашей группы, Вам немедленно выдадут рекомендации. Я как-то побывал на семинаре, где, после прочитанной лекции, руководитель семинара потребовал немедленного проведения тренинга по улучшению сплоченности руководства семинара. К сожалению, таких тренингов не существует, (вернее сказать, мы не знаем, мы их пока только разрабатываем), а пока есть только кропотливая повседневная работа, в которой успеха добивается тот, кто знает, что у него есть, к чему он хочет прийти, и какие трудности ждут его на этом пути.
1. М. КОРДОНСКИЙ, В. ЛАНЦБЕРГ "Технология группы"
2. Р. МОРОЗОВСКИЙ "Принципы формирования команд"
3. ЭРИК БЕРН "Люди, которые играют в игры"
4. Как провести социологическое исследование /Под ред.ГОРШКОВА М.К. и ШЕРЕГИ Ф.Э.. М., "Политиздат", 1990.
5. О. СЛИНЬКО "Ключ к сердцу - СОЦИОНИКА" Киев Фирма "Доверие" 1991г.
К сожалению "Технология группы" и "Принципы формирования команд" выпущены мизерными тиражами, но они существуют в компьютерном наборе, и могут быть получены у авторов. Адрес: misha@kids.vista.odessa.ua
Говоря словами эпиграфа все это не более, чем повод для оживленной дискуссии с приведением многочисленных примеров правильности всего вышеизложенного. СОЦИОТЕХНИКА - это скорей не наука, а искусство, хотя это же можно сказать о психологии и социологии в целом. И если мы хоть в чем-нибудь Вам помогли, что-нибудь разъяснили, мы очень рады.
Back to ChGK in Israel
(с) Роман Морозовский,
1998
(с) HTML-версия: Alex Pokras, 1999