Здесь мы попытались ответить на вопросы, которые часто задают Оргкомитету Хайфской
лиги ЧГК. Некоторые ответы - это информация из различных мест регламента и других
документов клуба или просто ссылка на соответствующий пункт регламента. Но если
точного ответа на вопрос (например, "как отбирать вопросы на игру") дать невозможно,
то вместо ответов вы найдете личные мнения капитанов и игроков различных команд, хотя
иногда эти мнения и противоречат друг другу.
Если у вас есть вопрос, на который здесь нет ответа - задайте его нам. Если вы
можете добавить свой ответ к уже имеющимся - присылайте, добавим с удовольствием.
Вопросы и ответы разделены на темы, но мы рекомендуем прочитать все ответы, поскольку
не каждый вопрос однозначно можно отнести к одной теме. Если в настоящем документе
обнаружится расхождение с официальными документами клуба, в частности с регламентом,
то сообщите нам об этом, пожалуйста.
Оргкомитет
Хайфского клуба ЧГК
Общие сведения
Когда проводятся игры Хайфской лиги?
- В последнюю субботу каждого месяца.
Бывают ли переносы игр?
- Очень редко, только если день игры совпадает с каким-нибудь праздником. Мы
стараемся сообщить о переносе как можно раньше, сообщение посылается на
информационный лист, но если у вас есть подозрение, что может быть перенос игры, а
вам никто ничего не сообщил, то не стесняйтесь и позвоните ДК. Расписание игр
Хайфской лиги находится на главной странице сайта
(календарь в правом верхнем углу).
Где проходят игры?
- Как правило в Хайфе, в помещении бридж-клуба - ул. Маханаим 9. Следите за объявлениями!
Во сколько начинаются и заканчиваются игры?
- Время начала игры - ровно 19:00. Обычно игра длится чуть более двух часов и
заканчивается примерно в 21:00-21:15. Очень редко игра затягивается или
заканчивается немного раньше. Для приезжающих на игры издалека можно добавить, что
дорога из Тель-Авива в Хайфу (включая проезд внутри Хайфы) занимает примерно час с
четвертью в каждом направлении и пробок на прибрежном шоссе в направлении вашей
поездки в соответствующее время суток нет.
Есть ли страница Хайфского клуба ЧГК на Интернете?
Есть ли у клуба сообщество в Живом Журнале?
- Есть сообщество chgk_il, где обсуждается всё связанное с
интеллектуальными играми в Израиле, в том числе деятельность Хайфского клуба.
Кому сообщать об изменениях и дополнениях в составах команд?
- Любому из членов Оргкомитета.
Новая команда
Мы новая команда. Хотим играть в Хайфской лиге. Что нужно
делать?
- Заранее ни к кому обращаться не надо. Прочитайте регламент, выясните по расписанию, когда состоится ближайшая игра,
приходите, регистрируйтесь у Дежурной Команды,
занимайте любой свободный стол и играйте. Все вопросы, которые у вас
возникнут по ходу игры, также задавайте ДК.
Кто проводит игры в Хайфской лиге?
- Сами команды - участницы лиги. На каждую игру выбирается так называемая Дежурная Команда, в обязанности которой входит проведение игры от А до Я.
ДК готовит игровые вопросы, ведет саму игру, оценивает ответы команд и подводит
итоги игры. Список команд, которые будут дежурными в следующем сезоне, определяет
Оргкомитет два раза в сезон: в феврале и в августе. При этом Оргкомитет
руководствуется как спортивными результатами предыдущего сезона, так и качеством
игр, проведенных командами ранее.
Почему нашей команды до сих пор нет в таблице результатов?
- Для того, чтобы результаты команды были учтены в таблице, следует официально
зарегистрироваться хотя бы на одной игре в сезоне. Если вы это сделали и в течении
недели ваш результат не появился в таблице текущего сезона, сообщите об этом в
Оргкомитет.
Какие сведения о нашей команде нужно сообщить и каким образом?
- Имя и фамилию каждого игрока, его
телефон и адрес электронной почты
(e-mail), если он есть. Капитана напишите первым или пометьте в
списке, кто капитан. Если у вашей команды есть своя страничка в Интернете, то
укажите полный адрес этой странички. Учтите, что основной метод распространения
информации - рассылка сообщений по электронной почте, не пренебрегайте подпиской на
информационный лист. Писем на него приходит немного, так что не бойтесь большого
наплыва корреспонденции.
- Лучше всего прислать свой состав электронной почтой Оргкомитету. Но можно
просто написать состав на листе бумаги и сдать его дежурной команде на любой игре
лиги.
Нашей команды до сих пор нет в списке команд. Почему?
- Если вы уже сообщили свой состав Оргкомитету, то дело, скорее всего, только в
технической задержке.
Когда мы должны будем проводить игру в Хайфской лиге?
- Не сразу. Новая команда (если только она не состоит из опытных и известных
игроков, уже проводивших ранее игры в лиге и других турнирах), как правило должна
отыграть в лиге около года, а иногда и больше, понять, что к чему, стабилизировать
свой состав, набрать свой командный банк вопросов и выйти на какой-то минимальный
уровень результатов.
Нужно ли платить за игру?
- За саму игру - нет. Команды, участвующие в игре (включая команды, играющие вне
конкурса), в складчину оплачивают зал и призы победителям. Каждая команда сдает 60-80
шекелей на каждой игре (верно на 2014-й год).
Куда идут остальные деньги?
- Деньги, которые остаются в распоряжении Оргкомитета после оплаты зала
используются для покупки кубков и медалей, вручаемых по итогам сезона, для покупки
оборудования, принадлежащего клубу (например, собственного динамика с микрофоном) и
т.п. Вся деятельность Оргкомитета клуба проходит на строго добровольной основе.
Любой член клуба вправе получить у Оргкомитета отчет о расходовании средств
клуба.
Как ведется подсчет очков и мест в Хайфской лиге?
- Мы используем совершенно оригинальную, нами же самими и разработанную систему
подсчета очков, которая уже получила известность под названием Хайфской системы
или Системы Миниматчей и используется не только в Хайфской лиге. Суть этой
системы в том, что для каждой пары команд ведется отдельный счет миниматчей, не
зависящий от результатов других команд, а затем для каждой команды подсчитывается
общий показатель на основе ее результатов против каждой другой команды. Подробнее
эта система описана в регламенте.
Почему в Хайфской лиге нет внешнего Апелляционного жюри?
- "Как же можно доверять Дежурной Команде разбор апелляций на ее собственные
вопросы? Ведь они могут быть необъективны!" - чуть ли не каждый новичок лиги задает
такой или подобный ему вопрос. Иногда этот вопрос в очередной раз выносится на
Совет Капитанов, каждый раз почти единодушно принимается решение о сохранении
status quo и Хайфская лига остается уникальной в плане отсутствия в ней внешнего
АЖ.
- Объяснить это можно так: необъективность ДК может быть двух "сортов" -
необъективность спортивная, когда судят против конкурентов и необъективность
"родительская", когда автор не воспринимает критику своего детища - вопроса. Что
касается необъективности первого рода - спортивной, то в многотуровом турнире и при
нашей системе подсчета очков ДК почти не может реально повлиять на результаты.
Точнее, может, но настолько несущественно, что этим можно пренебречь.
Необъективность второго рода - авторская, более существенна. Но здесь мы
придерживаемся такой позиции: ДК и автор вопроса, как правило, всесторонне
продумывают вопрос, имеют свою концепцию, свое видение вопроса. Если апеллянты
пытаются эту концепцию опровергнуть, то мы оставляем за ДК право на верность своему
подходу и право самим решать, убедили их аргументы апеллянтов или не убедили. Если
же апеллянты указывают на явный прокол, ошибку в вопросе, недоработку, незамеченную
ДК и автором, то едва ли кто-то станет утверждать, что черное - это белое, а белое
- это черное.
- И еще один чрезвычайно важный аспект отсутствия внешнего АЖ - это то, что
ответственность полностью лежит на плечах ДК. При наличии АЖ авторы вопроса
зачастую спорят и не соглашаются с апеллянтами просто потому, что им "положено"
защищать свой вопрос, подобно тому, как адвокат в суде защищает подсудимого, даже
зная, что тот заведомо виноват - такова его функция в суде. При этом апеллянт
играет роль прокурора - обвинителя вопроса, а АЖ - роль судьи. Многим кажется, что
если функции судьи передать адвокату, то он будет автоматически решать все вопросы
в свою пользу, но это не так. Когда автор вопроса выходит из роли адвоката и
оказывается в роли судьи, то меняется многое, в том числе и его подход к предмету
спора. Перед необходимостью публично принять решение, которое зал признает честным
и объективным, отступают мелкое самолюбие и желание отстоять вопрос во что бы то ни
стало. Практика Хайфской лиги подтверждает это.
- Ошибки, конечно, случаются. Бывает, что ДК отвергает апелляцию, а потом жалеет
об этом, когда оказывается, что апеллянты были правы, бывает, что и апеллянты
звонят после игры, извиняются и просят снять с них незаконно присужденное им очко.
Бывает. Но ведь и внешнее АЖ не гарантировано от ошибок. Более того, есть
вероятность, что АЖ, ознакомившееся с вопросом и сопутствующей информацией за 10
минут до принятия решения, не разобравшись, наделает еще больше ошибок, чем ДК,
хорошо знакомая со спецификой вопроса. К тому же, независимое АЖ под рукой найти
практически невозможно, и члены АЖ, пусть и авторитетные и всем известные люди,
тоже будут относиться к каким-то командам, а, следовательно, кто-нибудь да обвинит
и их в необъективности. Одним словом, если прикинуть общее количество серьезных
ошибок, которые делают ДК при рассмотрении апелляций за сезон, то выяснится, что
это буквально считанные случаи. Держать ради них АЖ, которое часть из этих ошибок
исправит и добавит новые ошибки, просто не имеет смысла.
- В качестве дополнительного "хлыстика", заставляющего ДК относиться к своим
обязанностям более аккуратно, в Хайфской лиге существует понятие "плохая игра".
Если очевидно, что ДК отнеслась к проведению игры халатно, рассматривала апелляции
предвзято и т.д., то ее игра общим голосованием может быть признана плохой и тогда
команда автоматически лишается права проводить игру в следующем сезоне. Возможно,
что какая-нибудь команда и скажет, мол, какое же это наказание, мы и так не хотели
заниматься проведением игры. В таком случае выигрывают все: и клуб, и ленивая
команда. Игра, проведенная из-под палки, все-равно хорошей не получится.
- В сезоне 2000 года было введено новшество, Апелляционный Совет - это собрание
представителей команд, которое выслушав заинтересованные стороны, путем голосования
может рекомендовать ДК принять апелляцию. При этом за ДК по-прежнему остается
последнее слово, но такой механизм уравнивает шансы ДК и апеллянтов в пограничных
случаях и срабатывает тогда, когда ДК явно необъективна. Однако это новшество не
прижилось и Клуб вернулся к прежней системе - когда функции Апелляционного Жюри
выполняет сама Дежурная Команда.
Дежурная Команда
Что кроме подготовки игровых вопросов, нужно сделать перед
проведением игры?
- Чисто техническая подготовка почти не нужна. Микрофон, бумажки для ответов -
все это будет ждать вас в игровом зале. На страничке клуба есть архив с различными бланками, которые
могут понадобиться для ведения игры, включая электронную таблицу для подсчёта
результатов. Раздаточным материалом лучше не злоупотреблять, хотя формально никаких
ограничений этому нет. Весьма желательно принести на игру хотя бы пару справочников
или словарей для разрешения возникающий споров и проверки информации, ещё лучше -
если вы сумеете обеспечить себе полноценное подключение к интернету (мобильному;
доступных беспроводных сетей в зале нет). Главное - внимательно прочитайте
регламент турнира и осмыслите всю содержащуюся в нем информацию именно с точки
зрения ДК. Вспомните спорные ситуации с предыдущих игр (особенно те, в которых вы
сами участвовали со стороны играющих команд) и подумайте как вы сами повели бы себя
на месте ДК в этих ситуациях. Постарайтесь заранее распределить роли при проведении
игры - кто читает, кто оценивает ответы, кто собирает ответы, кто ведет таблицу.
Тем, кто собирает ответы, лучше всего разделить зал на зоны ответственности.
Приходите на игру всей командой, дела хватит на всех.
Что мы должны делать и как себя вести во время игры?
- В принципе, практически все описано в Регламенте.
Прочитайте его самым тщательным образом. Доверьте чтение вопросов человеку с
хорошей дикцией и средним тембром голоса (не слишком низким и не слишком высоким),
уж во всяком случае, без дефектов речи. Желательно, чтобы все вопросы читал один
человек. Если авторам вопросов очень уж хочется поучаствовать самим в их задавании,
то они могут зачитывать ответы и давать комментарии к ним. Во время чтения текста
вопроса не позволяйте себе никаких комментариев, шуток, прибауток и т.п. - они
могут против вашего желания изменить смысловую окраску вопроса, даже превратить его
в совершенно другой вопрос. Читайте вопросы в среднем темпе - дайте возможность
всем желающим воспринять вопрос на слух. В конце игры не забудьте попросить команды
оценить проведенную вами игру и ваши вопросы на специальном бланке, предоставленным
Оргкомитетом.
Алекс Покрас ("Варан"):
- Подготовьтесь морально к тому, что на время игры ваша команда получает, грубо
говоря, всю игровую власть над примерно 150 человеками, сидящими в зале. Вы должны
держать этот зал под контролем, не давая игровым коллизиям превратиться в
конфликты, но в то же время с уважением относиться к каждому высказанному игроками
пожеланию или заданному ими вопросу. При возникновении споров по поводу
зачета/незачета ответов команд постарайтесь быть максимально объективными, не
воспринимайте апелляции играющих команд как посягательство на ваш уровень
интеллекта, или еще хуже, как стремление играющей команды доказать, что они умнее
вас - ошибка или дуаль могут обнаружиться почти в любом вопросе. Внимательно
выслушайте все заинтересованные стороны, проконсультируйтесь, если нужно, с кем-то
еще из присутствующих в зале, обсудите спорный вопрос внутри команды и примите
решение. Постарайтесь сделать это даже если апелляция изначально кажется вам
дурацкой или неуважительной. Доведите свое решение до сведения зала так, как это
определено в регламенте: зачитайте апелляцию, соообщите ваше решение и кратко
обоснуйте его. Сделайте это в максимально уважительном стиле, даже если вам
кажется, что апелляция выходит за рамки "хорошего тона".
Игорь Колмаков ("Незнайка"):
- При разборе апелляций старайтесь быть решительными. Внимательно выслушайте
аргументы апеллируeщей команды, примите решение, объявите о нем и переходите к
следующему пункту. Ни в коем случае не позволяйте "давить" на себя!
Олег Леденев ("Десятый Вал"):
- Не допускайте, чтобы команда начала апеллировать сразу после вопроса. Все
апелляции первого тура подаются в перерыве, второго - после последнего вопроса.
Будьте с этим построже, иначе настоение испортится и у вас, и у остальных команд,
которые будут ждать зря. Апелляции принимайте только в письменном виде: уже сама
необходимость сформулировать апелляцию иногда заставляет призадуматься - а что же,
собственно, надо сказать. И иногда, призадумавшись, команда апелляцию уже не
подает.
Сколько денег мы должны собрать и кому их отдать?
- Вы собираете по 100 шекелей с каждой команды (верно на 2011-й год). Точная цена
всегда объявляется примерно за неделю до игры на Информационном Листе. Сама ДК не
должна платить ничего. Наоборот, если вы приготовили призы и/или воду или что-то
подобное, то вы можете разделить стоимость этого между всеми командами и
приплюсовать к объявленному взносу. Если сумма взноса не круглая, рекомендуется
иметь при себе мелочь для сдачи. Например, если взнос составляет 90 шекелей, то
желательно иметь при себе запас 10-шекелевых монет. Эту сдача будет вам возвращена
сразу же после сбора денег. Отдать полученные деньги нужно казначею клуба или
представителю Оргкомитета – кто-то из них обязан присутствовать на каждой игре и
скорее всего сам подойдет к вам за деньгами в перерыве.
Кто должен готовить бланки для ответов?
- Дежурная команда не обязана этого делать. Если не случается ничего
экстраординарного, то бланки на игру лиги приносит представитель Оргкомитета или их
передают с кем-то. Можете "на всякий пожарный случай" принести с собой полпачки
бумажек для заметок (такие маленькие, квадратные) или просто небольшую стопку
подходящей бумаги, которую можно легко разорвать на бумажки для ответов. В любом
случае, даже если бланки Оргкомитета потеряются по дороге, а у ДК не будет ничего
подходящего под рукой, играющие команды как-нибудь сами выйдут из положения.
Какими техническими средствами мы располагаем при проведении
тура?
- Зал ВИЦО оборудован стационарными динамиками, микрофон лежит в шкафчике справа,
если смотреть со сцены в зал. Для других помещений у ОК есть микрофон и усилитель с
динамиком. Все остальное, если вам так уж необходимо, придется привезти с собой.
Если вы хотите дать, скажем, музыкальный вопрос, то привезите магнитофон с собой.
Черного ящика тоже нет - сколотите и выкрасьте в черный цвет сами (но проще,
все-таки, сформулировать вопрос так, чтобы обойтись без атрибутов телевизионного
ЧГК).
Что мы должны сделать после тура?
- Нужно передать любому из представителей Оргкомитета следующее:
- результаты игры (названия команд и набранные ими очки, без учета
дополнительных вопросов, а также названия победителей и проигравших) – сразу
после окончания игры или по электронной почте в течении 24-х часов с момента
окончания игры;
- собранные за зал деньги – до окончания игры;
- бланки оценок игры, сданные командами (бланки будут вам возвращены при
первой же возможности, после всех подсчетов) – сразу после окончания
игры;
Каковы наши дальнейшие права на пакет вопросов?
- Зачастую вопросы с Хайфских игр пересылаются в другие страны для использования
в других турнирах. Обычно карантин (запрет на обсуждение вопросов в открытых
источниках) длится не меньше месяца. Если вы хотите самостоятельно переслать свои
вопросы для публикации их где-то или для какого-то турнира, то поставьте в
известность Оргкомитет лиги. Если вы хотите выставить вопросы вашего пакета на
командной страничке в Интернете, то это можно сделать, но не сразу - по тем же
причинам, указанным выше. Подождите пока Оргкомитет разрешит и ставьте. В любом
случае укажите в пакете, что он игрался в Хайфской лиге и в каком месяце. Если вы
не хотите, чтобы ваши вопросы игрались где-либо еще, сообщите об этом Оргкомитету.
В любом случае, вы должны сдать пакет в Оргкомитет, причем именно том виде в
котором он игрался, включая текст и порядок всех вопросов.
Есть ли возможность обсудить пакет вопросов "по горячим следам"?
- Для обсуждения вопросов до их официальной публикации существует журнал chgk_il_player .
- Если вы лишены доступа на чтение, отправьте заявку по
адресу chgk.il.player @ gmail.com Укажите аккаунт,
подлинные имя и фамилию, а также команду, за которую играете.
- Если вы планируете предоставить свой пакет для обсуждения, отправьте заявку по
адресу chgk.il.player @ gmail.com. Напишите, о какой игре
идёт речь и, в случае, если вы хотите дать доступ тестерам, их аккаунты. Не
забудьте прикрепить сам пакет!
Подготовка игровых вопросов
Сколько времени нужно на подготовку вопросов к игре?
- Чем больше, тем лучше. Практика показывает, что чем больше времени потрачено на
подготовку игры, тем лучше она получается. Причем речь идет даже не о "чистом"
времени. Если вы за 12 часов до игры засядете за ее подготовку и успеете все
сделать, то это будет заведомо хуже, чем если вы эти же 12 часов разделите на 4
порции по 3 часа и сделаете месячные перерывы между порциями. Каждый раз вы будете
смотреть на свои вопросы по-другому, видеть в них новые стороны и сможете гораздо
чище отшлифовать их.
Олег Леденев ("Десятый Вал"):
- Хорошо, если есть "установка" на написание вопросов. То есть, узнав интересный
факт, в голове сразу мелькает: "Ага! Из этого можно сделать вопрос!". Запишите его
идею - позже доработаете. Не забудьте сразу записать источник информации - потом
можете не вспомнить! Так, за год, глядишь, что-нибудь и наберется.
Как же все-таки готовить вопросы?
Игорь Колмаков ("Незнайка"):
- Обращайте особое внимание на формулировку ваших вопросов. То, что ясно вам,
может быть совсем не ясно другим командам. Как говаривал Мерфи, все, что может быть
неправильно понято - будет понято именно так. Всегда проверяйте вопрос на "дуаль":
может ли другой ответ подходить под данные вами условия. Побудьте на пару минут
"адвокатами дьявола", или выделите на эту роль одного из членов вашей команды.
- Старайтесь избегать длинных сложноподчиненных предложений. Вообще, длинный
вопрос редко бывает хорошим. Если в вопросе вы употребляете больше одного раза
слова "Он", "Она", "Это" - проверьте, последовательны ли вы, имеете ли вы в виду
один и тот же объeкт.
- Всегда, если есть такая возможность, стоит проконсультироватся с кем-нибудь, не
являющимся членом вашей команды (естественно, при условии, что сам он не будет
играть на эти вопросы). Причина: довольно часто встречаются случаи "коллективной
слепоты", когда не только автор вопроса, но и его команда не замечают явной
фактической ошибки, содержащейся в вопросе.
- Эрудиция - вещь относительная. Вопрос, который ваша команда на тренировке взяла
шутя, может оказаться "гробом" для остальных команд. Банальный и широкоизвестный -
с точки зрения автора вопроса - факт, что Иван Иванович Сидоров сказал перед
смертью "Щас я вам всем покажу!", - может оказатся известным одному автору.
- ЧГК - это игра, которую придумали не мы и не вы. Всегда может оказатся так, что
вопрос, который вы писали в муках вдохновения, уже кем-то написан и игрался.
Гораздо хуже, если он игрался в прошлом месяце в вашем же родном Хайфском клубе.
Опять же, лучшее средство от этого - проконсультироватся с опытным игроком (а еще
лучше - несколькими). Можно также проверить вопрос по банку данных
Интернет-клуба.
Алекс Покрас ("Варан"):
- Не касаясь самого творческого процесса написания вопросов, могу посоветовать
следующее. Обязательно напечатайте вопросы и работайте только с распечатками.
Начинайте подготовку к туру за 6-8 тренировок до самой игры, так чтобы все игроки
команды успели увидеть вопросы по нескольку раз - при первичной оценке, после
первой сортировки, после окончательного отбора и формирования пакета и в самом
последнем варианте - том, что пойдет на игру. Если вы не тренируетесь регулярно, то
соберитесь специально для подготовки к туру хоть два-три раза. Игрокам, живущим
далеко, перешлите вопросы электронной почтой или другими способами. Старайтесь
включить в пакет вопросы от как можно большего числа авторов. Ни в коем случае не
доверяйте подготовку пакета одному человеку, но обязательно выберите или назначьте
ответственного за подготовку тура. Ответственный за тур должен выполнять
преимущественно организационные и координационные функции, но он также принимает
окончательные решения в спорных ситуациях, хотя и старается при этом максимально
учитывать мнение всех игроков команды.
- Не задавайте в основном конкурсе вопросов, требующих хорошего знания иврита или
достаточно специфических местных реалий. Абсолютное большинство играющих в Хайфской
лиге иврит конечно же знают, но все-равно у разных людей разные отношения с другой
культурной средой. У некоторых - плохие. При обсуждении такого вопроса эти люди
будут не по своей воле выключены из игры и команды окажутся в неравных условиях.
Кто-то может возразить, что если в команде нет специалистов в какой-то области, то
это почти тоже самое. Почти, да не совсем. Если человек не читал, предположим,
какую-то книжку, то это можно поставить ему в вину, а если он не может, приехав в
Израиль в 30 лет, освоить язык на таком уровне, чтобы погрузиться в достаточной
мере в существующую культурную среду, то это его беда, но не вина.
Олег Леденев ("Десятый Вал"):
- Рекомендуется отыграть вопросы "живьем": автор вопроса задает его, остальные
члены команды за минуту пытаются его "взять". Наблюдение за процессом раскрутки
может помочь автору улучшить качество вопроса, выявить дуали (которые обычно сам
автор не заметил бы), усложнить или упростить вопрос по вкусу. Я не уверен, что так
уж обязательно работать только с распечатками. Их не так удобно править, да и
компьютеры есть не у всех. Я лично, например, записываю вопросы на квадратных
листиках для заметок (стандартные, разноцветные), и таким образом слежу за
размером: если вопрос не уместился на одной стороне листка - значит, он чересчур
длинно сформулирован, надо сокращать!
- Заранее продумайте, какие ответы вы примете. Подумайте, не располагает ли
формулировка вопроса к более общему ответу, и если да - то можно ли этого избежать.
Заранее договоритесь, будете ли вы просить у команд уточнение в случаях более
общего ответа, и если да, то где проходит граница этой "общести". Учтите, что лучше
отсечь более общие ответы заранее, в самой формулировке вопроса, чем бегать потом
по залу и думать, у кого спрашивать уточнения, и какие. Кроме потери времени и
нервов, это еще и снижает "имидж" вопроса.
Джон Синицкий ("Дуня"):
- Стоит накапливать вопросы на тренировках и перед игрой лишь отбирать лучшие из
них. Стоит также отдать на проверку вопросы кому-то из опытных игроков из другой
лиги (особенно это касается команд второй лиги и команд, проводящих игру в первый
раз). [рекомендация написана в то время, когда существовало разбиение на две лиги;
теперь вместо этого можно обратиться к игрокам из лиг других городов,
предварительно убедившись, что их не будет на вашей игре в Хайфе - В.Д.]
Дмитрий Рутштейн ("Кин"):
- Что бы ни было сказано в 4.3 ниже, обязательно тестируйте пакет на настоящих
командах, которые не будут участвовать в вашей игре. Очень помогает, если тестеры
отыгрывают вопросы в режиме реальной игры (целой командой с минутой обсуждения и
т.д.). Если возможно, стоит самому прийти на тестирование и поработать ведущим. Это
и хорошая практика для вас и еще более приближает тестирование к реальным условиям.
Но самое главное – наблюдение за командой при чтении и обсуждении вопроса может
дать очень много информации для улучшения вопросов. Тестерами могут быть
заграничные команды (члены Оргкомитета могут связать вас с ними), команды
Тель-Авивского и других израильских клубов (их контактная информация находится на
сайте), а также команды Хайфского клуба, играющие в другой лиге (именно для этого
между играми лиг есть промежуток не менее двух недель) [рекомендация написана в то
время, когда существовало разбиение на две лиги; совет про другие города остаётся в
силе - В.Д.]. Но перед этим тщательно убедитесь, что тестеры точно не будут
участвовать в игре и предупредите их о том, что эти вопросы нужно держать в тайне.
Можно также воспользоваться услугой опытного редактора. Не путайте редактора с
тестером. Редактор – это один человек, который в основном анализирует вопросы с
точки зрения грамматики и формы, проверяет на «свеченность» и корректность. Тестер
– это команда, которая помогает оценить общее впечатление от вопросов, восприятие
на слух, но самое главное – помогает обнаружить дуали и оценить сложность. Конечно,
возможны и пересечения. Если редактору удалось обнаружить дуаль, а тестеру «свечку»
– тем лучше. Но оценку сложности лучше оставить за тестерами. Если вы общаетесь с
тестерами и редакторами виртуально, то стоит указать заранее, что именно вас
интересует и в каком формате (например, предложите оценить сложность по 5-бальной
шкале). Обычно чем больше тестеров, тем лучше – всегда можно подсчитать среднюю
оценку сложности и "красивости". Редакторов же много не нужно – у каждого свой
стиль и это часто сбивает с толку. Будьте готовы к тому, что от разных тестеров и
редакторов поступят противоречивые оценки и рекомендации. В этом нет ничего
удивительного и ничего страшного. Более того, очень часто, если вникнуть в эти
оценки (например подробно расспросив тестеров, почему они думают именно так),
окажется что противоречие имеет простое объяснение. Например, одна команда случайно
знала редкий факт и ей вопрос показался легким, а остальные его не взяли. Это –
характерный признак ЧЗ – вопроса на Чистое Знание. Или же, кто-то заметил
корявость, некорректность, дуаль и т.п., а другие – нет. Для этого и нужно иметь
как можно больше тестеров. Требуйте от тестеров как можно больше информации – не
удовлетворяйтесь реакцией "класс/бред". Разумеется, оставайтесь в рамках вежливости
– не забывайте, что вам помогают на добровольных началах и денег за это не
получают. Слушайтесь редакторов и тестеров! Очень часто бывает, что их советами не
воспользовались и совершенно зря. В частности, зная ответ, практически невозможно
оценить сложность вопроса. Хотя в это трудно поверить (я никогда не встречал
молодых авторов, которые бы в это верили), но способность автора оценить сложность
своего вопроса хуже, чем у генератора случайных чисел. Способность дежурной команды
– практически как у генератора случайных чисел. Мы измеряли. На сайте, в разделе
"Библиотека", есть много учебного материала по написанию вопросов. Рекомендую
воспользоваться всем, но особенно – "Курсом молодого вопросника" Алекса Левитаса и,
в качестве развлечения, "Катехизисом начинающего вопросника" Дмитрия Жаркова (по
ссылке в "Библиотеку Знатока" там же). Много времени это не займет. Также полезно
поучаствовать в обсуждениях пакетов с прошлых игр (на листе "Шкварки" и
ЖЖ-сообществе chgk-il-player), а после игры выставить там собственный пакет (с
разрешения Оргкомитета) Если вы проводите игру во второй лиге, то вам полагается
помощь кураторов. Если кураторы не связазались с вами в определенное регламентом
время, обратитесь в ОК [разбиения на лиги и кураторства больше нет; пользуйтесь
помощью тестеров и редакторов, и ОК, если не удаётся найти их самостоятельно -
В.Д.].
Слава Говердовский ("Вист"):
- Старайтесь формулировать вопрос так, чтобы ответ на него не был длинным и
расплывчатым. Идеальный ответ - это одно-два слова, идиома или цитата.
Нужно ли перед туром показывать кому-либо вопросы?
- Вы можете это сделать, но не обязаны. Можно, например, отыграть вопросы с любой
командой, которая согласится дать вам экспертную оценку ваших вопросов
(естественно, не показывая их никому). Через Интернет такие команды легко найти
чуть ли не на любом континенте. Помните, впрочем, что за сохранение вопросов в
тайне от играющих команд ответственны все равно вы сами, так что посылая вопросы на
отыгрыш кому-либо, позаботьтесь о том, чтобы вас правильно поняли и вопросы не
оказались случайно засвеченными.
- С 2004 года существует и постоянно обновляется страничка с контактными адресами
тестеров и редакторов за пределами Израиля, которые могут помочь Вам при подготовке
пакета вопросов. Адрес странички: http://israel.chgk.info/vop/testers.htm
Как проверить вопрос на "свеченность"(игранный вопрос)?
Алекс Покрас ("Варан"):
- Первым делом, проверьте вопросную базу данных Интернет-клуба.
Сделайте поиск на 3-4 ключевых слова каждого из ваших вопросов. Возможно, что
придуманный вами вопрос содержится в базе данных почти в идентичной формулировке.
Если это так, смело выбрасывайте вопрос. Если вы нашли вопрос отдаленно похожий или
на ту же тему, то это не обязательно "свечка".
- Попробуйте оценить, насколько ваш вопрос принципиально отличается от вопроса из
базы данных. Оценивайте известность, доступность и игранность отдельных фактов,
использованных в вопросе - если, например, вы вычитали в Энциклопедическом словаре,
что слово парабеллум - это начало латинской фразы "хочешь мира, готовься к войне",
то подумайте, какова вероятность, что за 25 лет ЧГК-шного движения вы первый, кто
нашел этот факт.
- На странице
Бориса Бурды в Интернет-клубе почитайте статьи "Факты, Страны, Века" -
во-первых сами узнаете много интересного, а во-вторых - все факты приведенные в
этих статьях взяты из вопросов ЧГК (по словам самого Бориса), так что не пишите
вопросов о прочитанном у Бурды.
Сколько вопросов нам нужно "заготовить"?
- На игру вы должны отобрать 24 основных вопроса и еще, как минимум один
разминочный ("нулевой") и 3 дополнительных (для разделения первого места, если
понадобится). Надо иметь еще и 2-3 запасных на случай снятия вопросов или
технических ошибок.
Алекс Покрас ("Варан"):
- Практика показывает, что для того, чтобы отобрать 16 хороших вопросов на игру
[сегодня игры проводятся на 24 вопросах - В.Д.], нужно написать и отыграть на своих
тренировках порядка 60-70 (а лучше еще больше) собственных вопросов. Не надейтесь,
что из приготовленных 20 вопросов вы сможете выбрать 16 хороших. Быть может, когда
ваша команда станет опытнее и проведет несколько игр, то ваш к.п.д. повысится и вы
научитесь писать вопросы так, чтобы удавалось набрать 16 вопросов [сегодня игры
проводятся на 24 вопросах - В.Д.] из 40-50. Если вы почувствуете, что каждый второй
ваш вопрос хорош настолько, что его можно давать на игру, то это означает, что вы
просто вопросник экстра-класса. Если же вам кажется, что все ваши вопросы годятся
на игру, то у вас, скорее всего, мания величия, причем в довольно тяжелой
форме.
- На разминку давайте вопрос попроще и посмешнее - это создает настроение
Олег Леденев ("Десятый Вал"):
- Есть еще две причины, по которым часть вопросов, пусть даже хороших, не сможет
пойти на игру:
- не должно быть много вопросов на одну область знаний, и
- вопросы не должны быть однотипными
То есть, если у вас есть три обалденных вопроса по "Евгению Онегину", то двум из
них, скорее всего, придется обождать до лучших времен. Точно так же, если вы
зададите шесть вопросов типа "закончите фразу" или "переведите с
древнефранцузского", то народ не посмотрит на вас ласково
Как отбирать вопросы на игру?
Алекс Покрас ("Варан"):
- Когда дело подходит к проведению тура, то мы собираем в кучу все накопившиеся
вопросы, печатаем их и даем каждому игроку команды оценить каждый вопрос по
следующей системе: у каждого игрока имеется одна оценка в три очка, одна оценка в
два очка, любое количество оценок в 1 очко и одно право вето ("черная метка"). Это
можно сделать и за несколько раз, чтобы оценки дало как можно большее количество
игроков команды. Вопросы, получившие черную метку, мы сразу отбрасываем (даже если
очень жалко), а оставшиеся вопросы ранжируем по сумме очков данных всеми игроками.
Первые 25-30 вопросов - это и есть наш фонд вопросов на ближайшую игру. Над ними,
естественно, теперь надо начинать работать - проверять факты, шлифовать
формулировки, и т.д. Если в ходе этой работы выясняется, что вопрос некорректен и
требует принципиальной переделки, то он откладывается на следующий раз. Смысл
"черной метки" в данной системе оценок - дать игрокам возможность отвести вопрос,
даже если ничего кроме интуиции не подсказывает им, что это вопрос плохой. По
личному опыту - такая мера себя оправдывает.
- Еще одно очень важное правило - не давать на игру свеженаписанные вопросы
(исключения возможны, но только если есть уверенность, что вопрос действительно
стоит того). Особенно плохо давать свежие вопросы, источником информации для
которых послужила газетная статья или телепередача. Всегда есть вероятность, что
кто-то читал ту же газету или смотрел ту же программу и получится, что часть команд
поставлена в более выгодное положение.
Олег Леденев ("Десятый Вал"):
- У нас каждый игрок на каждый вопрос ставит оценку от 1 до 5 (тайным
голосованием, чтобы самолюбие авторов не особо страдало), и вычисляется средняя
оценка за каждый вопрос. Удобно, кстати, вычислять именно среднюю оценку, а не
сумму - потому что изначальный банк вопросов у нас обычно не маленький, и мы не
успеваем обсудить все на одной тренировке, а на разных тренировках мы не всегда
собираемся в одном и том же количестве. Выбрав таким образом где-то на 10-12
вопросов больше, чем надо, мы уже теперь приступаем к "черным меткам", плюс
отбрасываем вопросы, родственные по теме или по форме.
Джон Синицкий ("Дуня"):
- Сначала каждый игрок отбирает вопросы которые ему нравятся - делит их на 3
категории: "это хороший вопрос - надо взять на игру", "да, это неплохо - средний
вопрос" и "я против!". Если у вас нет среза примерно в 30 вопросов без третьей
группы среди всех членов команды - дело плохо. Если есть срез только из вопросов
первой группы, то это либо значит что вопросы очень хорошие, либо что вы
недостаточно строги сами к себе. Видимо, лучше чтобы основные 16 вопросов [сегодня
игры проводятся на 24 вопросах - В.Д.] все члены команды отнесли к первой категории
"это класс!", а запасные 10-12 - ко второй.
Леонид Папков ("Know How")
- Мы стараемся давать в качестве дополнительных вопросы посложнее - не то чтобы
"удавы", но хотя бы "ужи" (из тех, о которых можно сказать "Вот УЖ закрутили!").
Возьмут их единицы, и слава Богу - не надо будет затягивать игру, победители и
вылетающие определятся быстро.
Игорь Колмаков ("Незнайка"):
- Заведите у себя игрока, у которого есть "эстетическая" интуиция на хорошие
вопросы! (Или, согласно законам Паркинсона - наоборот :-)). Демократия - это
хорошо, но нужен и талант
Нужно ли заранее определять последовательность задаваемых
вопросов?
Олег Леденев ("Десятый Вал"):
- Старайтесь не ставить более двух "тугих" вопросов подряд. Все таки, люди
приходят получить удовольствие! Кроме того, в начале игры команды еще не совсем
"разогрелись", поэтому имеет смысл первые два-три вопроса делать несложными. Под
конец давайте вопросы средней тяжести: с одной стороны - все уже устали, с другой
стороны - слишком легкие вопросы давать не надо, потому что часто под завязку и
начинается самое соревнование (особенно за первое место), и просто обидно, если ряд
"кнопок" не позволяет изменить разрыв.
Алекс Покрас ("Варан"):
- Мы всегда до игры определяем последовательность, в которой мы будем задавать
вопросы. Компоновка пакета очень важна и дает возможность подчеркнуть достоинства
тех или иных вопросов, создать хорошее игровое настроение у команд, распределить по
игре вопросы одного автора, сбалансировать сложность отдельных отрезков игры.
Конечно, не всегда предварительная оценка сложности и качества вопросов оказывается
верной. Зачастую вопрос, который казался сложным, берут многие команды, а вопрос,
задумывавшийся как простой, вдруг неожиданно не берет почти никто. Возможно, по
этой причине некоторые команды при проведении тура стараются прямо на игре выбрать
наиболее "подходящий" по их мнению вопрос из кучи заготовленных. Мне кажется, что
проблему такой метод не решает - ничто не может заменить хорошей, тщательно
выполненной домашней работы.
Леонид Папков ("Know How")
- Мы сортируем отобранные на игру вопросы по темам, причем один вопрос зачастую
относится к нескольким темам. Два вопроса из одной сферы не должны стоять рядом
НИКОГДА! Если уж очень хочется, упростите формулировки и сделайте блиц или дуплет.
Кстати, в клубе сложилась традиция (не правило, а именно традиция, т.к. не все ей
следуют) давать блиц или дуплет, буде такой есть в пакете, перед перерывом. Он
обычно требует много времени на проверку и вызывает вдвое (или втрое) больше
апелляций, чем простой вопрос, поетому им надо заниматься в спокойной обстановке,
перерыв для этого наиболее подходит.
Почему Оргкомитет просит подготовить вопросы в напечатанном
виде?
- Причин несколько. Основная из них - напечатанный вопрос совсем по другому
читается и воспринимается, прежде всего самими авторами. В напечатанном тексте
лучше видны неудачные обороты и плохие формулировки, его легче исправлять, его
легче читать на самой игре, так чтобы не запнуться при чтении неразборчиво
написанного слова. Да и в самом процессе печатания, когда каждое слово произносится
в уме медленно и по буквам, зачастую удается выявить и исправить ошибки, незаметные
при быстром чтении. Напечатанный текст легче размножить и дать прочитать всем
игрокам (вывесив в перерыве на стене), а чем больше глаз увидит текст вопроса
именно на бумаге, а не воспримет на слух, тем лучше. И в конце концов, вы все равно
должны набрать текст вопросов и ответов для передачи в Оргкомитет в электронном
виде, так уж лучше сделайте это заранее перед игрой.
Команда ЧГК
Нужно ли тренироваться?
Алекс Покрас ("Варан"):
- Совершенно необходимо. Известно, что сила игры команды - это нечто большее, чем
простая сумма сил ее игроков. Регулярные и интенсивные тренировки позволяют
существенно повысить уровень игры команды, слабую команду поднять до уровня
средней, среднюю - до уровня сильной, а сильную привести к самым высоким
достижениям, даже при неизменном составе. На тренировках вырабатывается
сыгранность, умение раскрутить вопрос, распределение ролей в обсуждении - это
во-первых. Во-вторых, большое количество отыгранных на тренировках вопросов
приносит на каждой игре пару-тройку лишних очков только за счет того, что часть
вопросов и фактов, использованных в вопросах, вам известна. И, наконец,
тренироваться - это просто интересно.
Как часто нужно проводить тренировки?
Алекс Покрас ("Варан")
- В первые годы существования команды, особенно когда все ее игроки жили в одном
городе, мы тренировались каждую неделю. В последнее время удается тренироваться в
среднем два раза в месяц. Вместе с игрой в лиге раз в месяц это позволяет
поддерживать нормальный игровой тонус.
Где взять вопросы для тренировок?
Алекс Покрас ("Варан"):
- Первый и главный источник вопросов - Вопросная
база данных Интернет-клуба. Для новой команды там хватит вопросов для
тренировок надолго. Там же в Интернет-клубе в разделе Летопись ЧГК, который ведет
Борис Вейцман, можно найти и вопросы с множества последних турниров.
Что нужно делать на тренировках?
Алекс Покрас ("Варан"):
- Ну в первую очередь - отвечать на вопросы. Постарайтесь, естественно,
максимально приблизить условия к "боевым" - засекайте минуту, старайтесь воспринять
вопрос на слух, не перечитывать его, пытаться давать ответ в любом случае, даже
если хорошей версии явно нет. Подсчитывайте свои результаты. Если вы отыгрываете
вопросы какого-то турнира и у вас есть результаты участников этого турнира -
сравните свои результаты с ними.
- Чрезвычайно важно писать собственные вопросы. Не стесняйтесь их качества: не
попробуете - не научитесь. Найдя идею вопроса, попробуйте оформить ее в вопрос
любым способом - на тренировку сгодится все, что угодно. Переформулировать и
причесать вопрос можно потом.
- Попробуйте придумать свои, чисто тренировочные ходы - подбирать на скорость
синонимы или ассоциации к данному слову, тематические задания, типа вспомнить всех
генералиссимусов или страны, где сохранилась монархия, и т.п.
Игорь Колмаков ("Незнайка"):
- Опасно обсуждать вопросы больше минуты - к этому можно привыкнуть, и на игре
будет хронический цейтнот. Кстати, особенно важны тренировки для капитана команды:
выбор правильной версии требует интуиции, а интуиция (на мой взгляд) - это прежде
всего опыт.
Кто должен быть капитаном команды, как его выбрать?
Алекс Покрас ("Варан"):
- Выбор капитана - залог успеха команды. Мне известно немало случаев, когда
команда начинала быстро прогрессировать после того, как передала функции капитана
другому игроку (иными словами, принцип "Квартета" здесь неприменим - кто где сидит,
очень важно). Многим, даже очень сильным игрокам не следует выполнять капитанские
функции просто в силу особенностей их характера, организации их мыслительного
процесса, и т.д. Это не значит, конечно, что они не могут капитанствовать, просто
их знания и способности при этом неэффективно используются.
- Зачастую тот, кто организовал команду, естественным образом становится и ее
капитаном. На мой взгляд, после того, как состав команды стабилизируется, игроки
будут лучше знать друг друга и между ними естественным образом распределятся
игровые роли, к вопросу о капитане полезно вернуться. Нужно дать другим игрокам
возможность побыть в этой роли на тренировках и играх. Даже если в результате будет
решено, что капитан остается прежний, меняться ролями полезно для команды, а умение
заменить капитана, когда он не смог прийти - это вообще совершенно необходимая
составляющая командной игры.
- Конечно, тяжело давать какие-то советы по выбору капитана, вопрос это
творческий. Но все же на мой взгляд капитан должен обладать двумя основными
наборами качеств. Первый набор качеств - чисто игровые: умение слышать (не только
слушать) других в обсуждении, интуиция и способность рисковать при выборе версии,
хорошая реакция, логика, ну и конечно, широкая эрудиция и быстрый ум, необходимые
для быстрой оценки высказываемых версий. Если ко всему этому еще будет и
нестандартность мышления, то это уже почти идеал. Второй набор качеств - лидерские
и человеческие: авторитет в команде и уважение игроков, умение гасить конфликты, но
в то же время и не игнорировать проблемы, неизбежно возникающие в
человеческом общении, вовремя решать их, умение управлять коллективом без лишней
"демократии", но слыша при этом vox populi, остроумие, умение контактировать с
людьми, и т.д. При этом диапазон, в котором могут варьироваться все
вышеперечисленные качества, может быть весьма широк. Соответственно, и капитаны
"получаются" самыми разными. Так что, творите.
- Если в вашей команде не найдется человека, совмещающего в себе все эти
качества, то выберите двоих - капитана и его заместителя. Капитана выбирайте прежде
всего по игровым качествам, все же умение выбрать правильную версию заменить
невозможно ничем. Впрочем, заместителя капитана в любом варианте полезно
выбрать.
Леонид Папков ("Know How")
- Самый сильный игрок в команде не должен быть капитаном. Нечего впрягать рысака
в ломовую телегу: и от него не будет максимальной отдачи, и чужие версии загубит -
просто от большого ума. Впрочем, многие команды поступают с точностью до наоборот и
тоже преуспевают.